Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Рубикон продажи MAIB

Александр ТАНАС | Активы & Продажи

До окончания срока продажи 40% акций Moldova Agroindbank (MAIB), установленного Национальной комиссией по финансовому рынку (НКФР), остается примерно 90 дней, но определенной ясности с покупкой инвесторами актива в самом крупном банке страны не прибавилось. Зато есть оптимизм другого регулятора – Национального банка, в стенах которого, несмотря на позитивный настрой, готовятся запасные варианты «A», «B», «C» и даже «D». Но главным рубиконом на пути сделки нескольких потенциальных иностранных инвесторов являются знаковые решения судебных инстанций: Конституционного суда РМ и Арбитража торговой палаты Стокгольма (Швеция).

Потенциальных покупателей актива MAIB сдерживает не его стоимость, которая выражается в стартовой цене за  акцию в пределах 1054 и 1064 леев, а опасения  в связи с  возможными разбирательствами и тяжбами по поводу этого актива в будущем. Таковые могут последовать со стороны бывших акционеров, лишившихся 40% акций банка по причине «согласованных действий» и «сговора» в их приобретении.

У зарегистрированных в офшорах фирм, обладавших до середины 2016 г. пакетом, гипотетически существовала возможность продать пакет, но они ею не воспользовались. Скорее всего из-за того, что воплотить ее в реальность на практике было лишь теоретически возможно. Даже для покупки из этого пакета одной акции требовалось разрешение регулятора, не говоря уже про весь пакет в 426 370 акций, которые, согласно решению НБМ, старые акционеры сначала купили в «сговоре», а затем управляли «согласованно», что запрещено законодательством РМ.

Решение регулятора предусматривало, что спустя 90 дней, отведенных старым акционерам для продажи пакета, эмитент должен аннулировать эти акции и выпустить дополнительную эмиссию акций в сумме 40% от уставного капитала банка с выставлением их на публичный рынок для продажи потенциальным инвесторам. Их привлечением занимался эмитент, публикуя объявления о проспектах эмиссии в престижных международных финансовых изданиях, и непосредственно сам НБМ. Оба они, и эмитент и регулятор, заинтересованы в том, чтобы пакет достался серьезному стратегическому инвестору, что решало бы сразу несколько принципиально важных задач. Одна из них – возврат доверия к банковской системе со стороны международных финансовых игроков, включая, в первую очередь, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).
Но решение этой задачи усложнялось тем, например, что чем серьезнее потенциальный покупатель, в котором заинтересован НБМ в частности и Молдова в целом, тем тщательнее  и глубже он просчитывает риски, связанные с приобретением крупной доли в крупнейшем банке страны. Видимо, такой анализ вовсе не означает, что потенциальный инвестор исключает ситуацию, при которой старые акционеры уже ни на что не могут претендовать в будущем.

Разные источники, близкие к продаже 40% MAIB, говорили корреспонденту Б&Ф, что потенциальная сделка, для которой все готово, практически остановилась по причине ожидания решения КС, куда с запросом обратился ряд депутатов парламента. Суть их обращения проста:  они просят дать толкования нескольких статей, внесенных в старый закон, руководствуясь которыми НБМ начал непростую процедуру для прозрачности акционеров банков. Достаточно поверхностное ее решение вплоть до конца 2015 г. не давало конкретных результатов. А именно из-за непрозрачности корпоративного управления банками, прежде всего теми, на чью долю приходилось более 60% рынка, ЕБРР приостановил их кредитование, продолжив кредитование частного сектора через банки с прозрачными акционерами.
Если упростить, то надо сказать, что решение КС в пользу НБМ на практике должно означать, что статьи закона, с помощью которых НБМ признал пакет в 40% акций «согласованным», являются законными и отмене не подлежат. Наверняка такое решение уменьшает долю рисков иностранных инвесторов, которые собираются и уже готовы приобрести столь привлекательный актив MAIB.
 

Однако существует и другой рубикон – арбитраж г. Стокгольм, где рассматривается иск двух акционеров, которые из-за «согласованных» действий в покупке MAIB попали под жернова чистилища акционеров, затеянного регулятором. По причине противоречивости суждений никто однозначно не может сказать, какова будет дальнейшая процедура, если, например, арбитраж в Стокгольме удовлетворит иск акционеров и признает, что действиями НБМ их незаконно лишили собственности в молдавском банке.
По одной версии, такое решение, вероятно, может означать, что данные акционеры имеют право на возмещение им причиненного ущерба, но не более того. Ее сторонники исключают возможность возвращения старым акционерам акций, которых нет в помине уже больше года, поскольку они были аннулированы их эмитентом. У такой версии есть много неясных вопросов. Ну, например: какова может быть сумма ущерба акционеров? как определять ущерб? чем руководствоваться в справедливом возмещении материальных и моральных потерь собственников банка?.. Не менее интересно, но так же неопределенно и то, кто должен будет выплачивать такого рода компенсации старым акционерам – НБМ или государство?

Загадочно рассуждая на тему, какие могут быть последствия от вынесения арбитражем решения в пользу истцов, сторонники этой версии в один голос твердят следующее: в данном случае решение арбитража может определять только  размер ущерба, но ни в коем случае не возврат акций и восстановление в прежних правах старых акционеров MAIB. Другими словами, такая версия, при любом решении арбитража в  Стокгольме, не будет предусматривать возврата акций в молдавском  банке.

Не скрою, что такой версии придерживается большинство сторонников продажи 40% акций MAIB стратегическим инвесторам или одному из них, который предложит более высокую цену за них. При наличии позитивного решения КС, если оно, наконец, будет вынесено в сентябре и подтвердит «законность» статей, которые «помогли» НБМ вывести из состава собственников MAIB «непрозрачных» акционеров, инвесторы согласятся на сделку с приобретением актива молдавского банка.

«Новый акционер или несколько акционеров, которые купят 40% акций MAIB, по сути, ничего не теряют, ведь все их права собственника остаются в законной силе. А что касается вопроса о возможной выплате ущерба старым акционерам банка, то его решением будут заниматься НБМ или молдавское государство», - считает источник.

По другой версии, стратегические инвесторы не решатся на покупку MAIB несмотря на его дешевизну, пока арбитраж в Стокгольме не вынесет свое решение. Одним из аргументов в пользу именно такого поведения инвесторов служит то обстоятельство, что Конституция РМ признает решения международных арбитражей. Понятно, что инвесторам с высокой репутацией нет смысла связывать свое имя с активом, за который ведутся споры в международных судах.

Источники этой точки зрения утверждают, что у защиты НБМ в арбитраже Стокгольма есть убедительные и неопровержимые доказательства того, что акции MAIB акционерами из офшоров приобретены не только «согласованно», в «сговоре», но еще и в нарушение законодательства, причем куплены они на выведенные деньги из Banca de Economii. Принятие арбитражем такого аргумента может иметь для РМ два принципиально важных значения. Первое – лишить истцов предмета спора. Второе – деньги от продажи 40% MAIB попадут в копилку возвращаемого государством украденного из банков миллиарда. Это меньше будет требовать денег из бюджета на выкуп облигаций у НБМ за его «срочные кредиты» трем проблемным банкам в 2014-2015 гг.

Конкуренции в деле продажи акций придало предложение эмитента НКФР, в котором тот обосновал целесообразность определения конкретных дат проведения аукционов по продаже пакета на регулируемом фондовом рынке. Первоначально дата не была указана, и поэтому непонятно было, как потенциальные инвесторы, если их окажется несколько, будут соревноваться. Получалось так, что кто первый подаст заявку, тот теоретически и мог претендовать на пакет. С установлением промежутка времени в несколько дней, в течение которых будет проходить аукцион, можно собрать предложения от инвесторов, что позволит в конце декабря 2017 г. выбрать в итоге заявку с самой высокой ценой за 40% MAIB.

Продажа в конце года пакета MAIB – это тот самый оптимальный вариант, на который рассчитывают эмитент бумаг и регулятор. Но у НБМ есть и другие сценарии, которые разработаны его специалистами на тот случай, если вынесенную на продажу на публичном рынке эмиссию не удастся разместить. Варианты регулятора из его планов «A», «B», «C» и даже «D» могут быть разными, включая даже самые неожиданные. Ну, скажем, выкуп пакета MAIB самим регулятором, как говорится, до лучших времен, или же продление срока публичной продажи пакета. Ну а самым неожиданным вариантом, на который глубоко в душе еще рассчитывают и надеются мелкие акционеры MAIB, будет выкуп акций в казначейство. Он сопряжен с уменьшением капитала банка примерно на 430 млн. леев ($23,5 млн.), что представляется достаточно критичным, но далеко не смертельным для такого банка, у которого в графе «нераспределенная прибыль» значится более 2,3 млрд. леев, а нераспределенная прибыль за 2016 г. составляет 304 млн. леев.

Акционеры банка еще рассчитывают на то, что из прибыли по результатам прошлого года они получат дивиденды, правда, только после решения вопроса с продажей 40% акций иностранному инвестору, поскольку весной 2017 г. перед общим годовым собрание НБМ настойчиво рекомендовал не выплачивать дивиденды. С приобретением пакета вопрос о выплате дивидендов станет еще одним плюсом сделки, поскольку инвестору как с неба упадут примерно 60 млн. леев из прибыли банка за 2016 г.

Но все это может стать реальностью лишь после судебного рубикона, который по времени ожидается этой осенью. Первым, наверное, будет решение КС на запрос депутатов парламента, а за ним должно последовать и решение арбитража из Стокгольма, которое если и не расставит все точки над «i», что очень важно для банка и его нынешних собственников, то сделает куда более предсказуемым, в каком русле может развиваться ситуация дальше. А пока что совершенно понятно, что:

- к приобретению 40% акций MAIB фирмами из офшоров и теми, кто реально за ними стоит, есть серьезные вопросы;
- конечные получатель выгоды от пакета в 40% акций MAIB и те, кто номинально владел этими акциями, пойдут до конца, поскольку им терять нечего, свой актив в этом банке они уже потеряли.■

 

Комментарии [10]

Прокомментировать
  • 23.09.2017 16:50:11 Лорд
    Думаю, что отобранный у одного олигарха банк не может быть так легко и просто передан в руки "стратегиечского инвестора" без учета интересов других олигархов в Молдове. Скорее всего, что уважаемый автор заблуждается и наивно верит в то, что кто-то из стратегиечских- иностранных инвесторов влезит в такой актив, в которома еще не закончились разборки местных бандитов.
  • 23.09.2017 16:54:03 Трофим
    Банк хорош, очень даже хорош, но вот купаить его не простоо, даже несмотря на низкую. стартовую цену. Мне жаль Чоклю, он думает, что он продает активы в молдавских банках, а на самом деле он лишь звено в схеме, цель которой надежно ПРИСТРОИТЬ эти активы таким образом, чтобы они не мозолили глаза у МВФ и ВБ и ЕБРР.
  • 25.09.2017 14:03:06 Elena
    In Moldova sunt oameni care stie chit real costa asa fel de activ, fara dinsii el nu poate sa fie vindut...
  • 25.09.2017 18:56:12 Аркадие
    А что будет после продажи с менеджерами, они останутся, или приедут инострнанцы в банк?
  • 25.09.2017 19:00:03 Вирджил
    Жалко такую курицу продавать, учитывая, что она пока еще несет столько золотых яиц. Этот банк вот-вот выйдет на прибыль в размере 1 000 000 000 леев в год!!!
  • 28.09.2017 17:59:07 товарищ для "Вирджила"
    Уважаемый, вы зря сожалете, такой актив важные люди в Молдове так просто не отпустят, и продажи не будето. Это только Чеботарь в МАИБ и Чокля в НБМ грезят "СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ИНВЕСТОРАМИ, КОТОРЫЕ ПРИДУТи И ВСЕ РЕШИТСЯ". Так вот, никто не придет, и ничего не решится!
  • 28.09.2017 18:04:09 Ермолай
    Я так чувствую, что автор был бы не проитв того, чтобы акции в размере 40% ПОПАЛИ В КАЗНАЧЕЙСТВО БАНКА, А ПОТОМ БЫЛИ АННУЛИРОВАНЫ, НО НАШИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЖИ ЕЩЕ НЕ СОЗРЕЛИ ДО ТАКОГО РЕШЕНИЯ, они боятся МВФ и Всемирного Банка, у них коленки дрожат от одной мысли о таком решении и варианте. Да и НБМ мог бы это взять на время этот актив, но тоже побоится МВФ.
  • 01.10.2017 11:05:28 Валентин
    Судя по тону автора этих строк, не все так радужно в деле продажи актива в лучшем банке стрнаны, а что уж говорить про остальные банки!
  • 01.10.2017 11:09:39 Наталья
    Я представляю с каким трепетным ожиданием к сделке относиться Сергей Чеботарь, для которого все придетстя делать заново во ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ с новыми акционерами или акционером, а это всвегда риски, которые так любит в деле кредитования просчитывать этот банкир. Посмотрим, как он просчитает главный для своей карьеры риск?
  • 04.11.2019 05:56:12

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
16
Всего визитов на сайт:
2507659
Уникальных посетителей:
5317676
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro