Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Dolce vita в Молдове – это гуляние на кухне

Михаил ОСЕНЬЕВ | Компетентное мнение

Знакомая, родившаяся в Кишиневе и уже многие годы живущая в Израиле, побывав с гостевым визитом дома, была поражена тому, что в Молдове заводы и фабрики исчезли, а бары, кафе, террасы, рестораны растут как грибы после дождя. В Израиле – наоборот! Будучи экономистом, она вопрошала: если радиотехническая промышленность в Молдове канула в Лету, а сельское хозяйство дышит на ладан, где зарабатывают деньги посетители многочисленных питейных заведений? Была она удивлена и инициативой менеджеров общепитовского бизнеса, предлагающих снижение ставки НДС при оказании услуг с 20% до 8%, в то время как государственный бюджет испытывает острейший дефицит. И она не просто задавала вопросы, а ждала ответов. Гостям не принято отказывать в просьбах, тем более в ответах. Это и неучтиво, и негостеприимно. Но предоставлять их должны компетентные специалисты. Например, известный ресторатор Кэлин ВИЕРУ. Суждения его занимательны, содержательны, образны, неординарны и безбоязненны.

Б&Ф: Господин Виеру, ваши коллеги по цеху предлагают, по примеру Румынии, при оплате за услуги взимать с клиентов НДС в размере 8%. При этом они согласны закупать товары, продукты и электроэнергию с учетом НДС по ставке 20%. Ваши соратники понимают, что таким образом они будут без процентов кредитовать бюджет?

К.В.:
Прежде чем ответить на вопрос, хочу заметить, что я не полностью разделяю эту точку зрения. Хотя бы потому, что Евросоюз настойчиво рекомендует Греции, находящейся в бедственном финансовом положении, повысить НДС при оказании общепитовских услуг до 25%, а нынешнее руководство Молдовы без одобрения ЕС самостоятельных налоговых шагов не делает.

ЕС не позволит в РМ снизить ставку по НДС не только потому, что в таком случае ЕС придется увеличить сумму грантов в доходной части молдавского государственного бюджета, а еще и потому что, введя НДС 8%, наша страна рискует превратиться в «прачечную» по отмывке денег. И при этом зарубежных инвесторов сложно будет уличить в неблаговидных деяниях. У них будет железобетонный аргумент: НДС в ресторанном бизнесе РМ – 8%!

Но даже если гипотетически предположить, что власти пойдут навстречу рестораторам и утвердят им необходимую ставку, беспроцентного кредитования государственного бюджета не случится. Дебетовое сальдо по НДС возникает в том случае, когда мясо, например, закупается по цене в 100 леев за килограмм, а затем продается с 40-процентной наценкой стоимостью 140 леев.

В ресторанах же ситуация с наценкой иная. Она может составлять 300%, 400%, а то и 500%... И это не молдавская фишка – это международная тенденция. Наценки в таких значительных процентах считаются приемлемыми, потому что первоначально бизнесмены затрачивают значительные суммы на создание интерьера ресторанов, закупку оборудования, а возмещение расходов осуществляется через износ, который закладывается в цену. Так что и при ставке НДС в 8% в казну все равно будет поступать налог на добавленную стоимость, правда, в меньшей сумме, нежели при ставке в 20%.

Б&Ф: Ресторанный бизнес – это значительные инвестиционные вложения. Практика свидетельствует, что в основном оборудование приобретается за рубежом. Бытует даже мнение, что молдавские бизнесмены через свои заказы сознательно поддерживают бизнес иностранных предпринимателей…
 
К.В.:
Чушь. Оборудование действительно приобретается зарубежного производства. Но не потому, что наше хуже, а потому, что в Молдове оно вообще не производится.

Б&Ф: В РМ функционируют множество точек общепитовского бизнеса, почему же бизнесмены не озаботятся желанием заниматься производством оборудования для этого сегмента?

К.В.:
С таким же успехом можно задаться и вопросом: почему в РМ не выпускаются машины для сельского хозяйства? Молдавский бизнес не желает производить ресторанное оборудование.

Б&Ф: Спрос есть, а предложения – нет. Конституция РМ закрепила, что экономика Молдовы является рыночной. Почему не срабатывает правило о перетекании капиталов из одной отрасли в другую?

К.В.:
Потому что когда Карл Маркс писал свой труд «Капитал», он не предполагал, что на политической карте мира появится такая страна, как РМ, в которой власти безнаказанно стырят $1 млрд., и им за это ничего не будет. В связи с этим ни один здравомыслящий зарубежный бизнесмен не желает приходить в Молдову со своими деньгами вообще и чтобы строить завод  по производству общепитовского оборудования в частности. А местный бизнесмен, если и захочет замахнуться на столь грандиозный проект, то не сможет.  

Представьте себе такую ситуацию. Мелкий предприниматель установил киоск площадью 3х4 квадратных метра и начал выпекать пирожки. К нему сразу же приходит государственный клерк из контролирующих органов и ежедневно бесплатно получает по 5 пирожков. Таким образом, мелкий бизнесмен от него откупается. Можете себе представить такую ситуацию?
 
Б&Ф: Теоретически – да.

К.В.:
Теперь другая ситуация. Завод «Альфа» начал вновь собирать телевизоры, и каждый день выдает чиновнику их по 400 штук. Можете себе представить такое?

Б&Ф: Даже гипотетически – нет.

К.В.:
И я не могу. Но 5 пирожков и 400 телевизоров – это эквивалент. Потому в Молдове телевизоры не выпускаются.

Б&Ф: Но если 400 телевизоров равняются пяти пирожкам, почему же последние выпекаются?

К.В.:
Потому что, отдавая пять пирожков, пекарь худо-бедно, но выживает, а в случае банкротства теряет только киоск. А для организации сборки телевизоров необходимо инвестировать минимум 300 млн. евро. И все для того, чтобы на второй день, когда будут произведены первые 1000 аппаратов, пришли и потребовали отдать 400. Вот в чем риск!

Б&Ф: Сегодня в РМ нет рэкета. С такими требованиями могут прийти налоговики, полицейские, пожарники, санэпидовцы, ветврачи…

К.В.:
Бизнесмену без разницы, кто у него отнимает телевизоры. Но вернемся к вопросу об оте-чественном оборудовании для общепитовской отрасли. Если оно появится на рынке, то прайс-листы будут рассмотрены.

Б&Ф: Неужели?!

К.В.:
Непременно. В предыдущие годы мы закупали плетеную мебель – ротанг (она способна длительное время находится под дождем) в Китае. Но в нынешнем году  молдавские предприниматели впервые начали производить ротанг. Мы мебель у них приобрели.

Но при этом я вовсе не являюсь сторонником квасного патриотизма. Раз молдавская продукция – значит, купи! Должно быть соответствие цены и качества. Если местная продукция хуже по качеству, но выше по цене, то тут патриотические призывы о поддержке местных производителей малоэффективны.

С партнерами мы уже пытались создать ресторанный проект, при котором было бы задействовано максимальное число молдавских продуктов. Не вышло. Вкус молдавского клиента уже сформировался на других ингредиентах.

Классический коктейль «Cosmopolitan» включает в себя французский ликер «Cointream», водку «Finleandia» и клюквенный сок. Мы решили изготавливать аналогичный коктейль из нашей водки, ликера и вишневого сока. Но клиент сказал: «Извините. Хоть стоимость нового коктейля в два раза дешевле, приготовьте мне его из прежних ингредиентов». Клиент голосует рублем. И его требования – закон для ресторатора!

Б&Ф: Гастрономические предпочтения молдавских клиентов столь же завышены, как и коктейльные пристрастия? Часто, например, заказывают фуагру?

К.В.:
К местным продуктам, используемым при изготовлении мясных блюд или салатов, претензий нет. Паштет фуагра в меню тоже присутствует, но его заказывают крайне редко. На мой взгляд, по четырем основным причинам: высокая цена; он консервированный; долго хранится в холодильнике и очень жирный.

Б&Ф: Взамен предлагаете клиенту отведать фуагру из печени молдавского гуся?

К.В.:
И не думаем! Для того чтобы подать этот паштет, недостаточно располагать только гусиной печенью. Его необходимо изготавливать в строгом соответствии с технологическим процессом. Молдавские производители мясных продуктов такими премудростями не владеют.     

Б&Ф: Ваши коллеги говорят, что если ставка НДС с 20% уменьшится до 8%, то цены в меню все равно не понизятся. Малопонятно. Налогов желают платить меньше, при этом цены понижать не собираются.

К.В.:
Позиция более чем понятная. Бизнесмены желают платить налогов меньше, а прибыли получать больше.

Б&Ф: Где же тогда социальная ответственность бизнеса перед обществом? Откуда властям черпать средства для исполнения государственных обязательств?

К.В.:
Вы оперируете понятиями из учебника по политэкономии, а мы живем в ином, местечковом мире. Люди не верят, что перечисляемые ими в госбюджет деньги идут на улучшение медицинского обслуживания, повышение образовательного уровня, увеличение пенсий. Зато они видят и знают, что деньги из казны наглым образом разворовываются или, проще говоря, крадутся.

Видный политэконом Франц Оппенгеймер, сторонник либеральных взглядов, ежегодно начинал курс политэкономии с вопроса: «Господа, что такое государство?». И сам же на него отвечал: «Это шайка вороватых негодяев».

Молдавские налогоплательщики перечисляют деньги в бюджет, а в итоге большая их часть оседает в карманах чиновников или же появляется на банковских счетах в офшорах. В одной из интермедий Геннадия Хазанова есть такая фраза: «Мы украли деньги для себя, мы украдем их и для вас». Смешно! Но только на концерте.

Б&Ф: Нынешний летний сезон отличен от предыдущего?

К.В.:
Да. Пройдитесь по террасам, ресторанам или кафе, и вам скажут, что количество клиентов по сравнению с прошлым годом снизилось, как минимум, вдвое.

Б&Ф: Чем вызван столь значительный отток?

К.В.:
Паникой. Она связана с политической нестабильностью в стране, с социально-экономической безысходностью, с растущей межнациональной рознью… Рестораны, бары, кафе, террасы люди заполняют тогда, когда они спокойны за завтрашний день, за безопасность своей семьи и дома, за работу, за общество, за страну. Такое состояние именуется dolce vita. Этот термин возник в Западной Европе в середине двадцатых годов ХХ столетия. В период возрождения экономик стран. Люди зажили мирной жизнью, начали получать приличные зарплаты и тратить их. И одним из сегментов dolce vita как раз и является времяпрепровождение на террасах, в кафе и ресторанах. Для таких посиделок они одеваются в нарядные одежды, подъезжают к ресторану на красивых машинах, чтобы окружающие это увидели и оценили. Они не тревожатся, что их после окончания романтического вечера ограбят либо принудительно заставят поделиться достатком.

В Молдове нынче наступили иные времена. Страну сотрясают политические скандалы, процветает коррупция, экономика в коллапсе, гарантий личной безопасности государство не предоставляет. В таких условиях люди перестают проводить досуг в общественных местах.
Все чаще и чаще они начинают собираться на кухнях. Закупают в магазинах шампанское и водку, готовят закуски, выставляют на стол соления. И гуляют. Такая у них нынче dolce vita. И чтобы она была хотя бы такой, необходимо заполнять холодильник продуктами и горячительными напитками в больших количествах. Потому часть семейного бюджета, предназначенного для проведения досуга вне дома, направляют на эти цели, а другую, большую часть,  откладывают в виде накоплений. Как говорится, на черный день.

Б&Ф: Неужто в 2014 г. гражданам РМ жилось значительно лучше?

К.В.:
Не лучше. Но к общей нестабильности добавилась война у соседей. Официально была подтверждена информация о хищении миллиарда долларов. В высших эшелонах власти продолжается чехарда. Шутка ли сказать: менее чем за год сменилось три кабинета министров! Будущее РМ предсказать никто не берется. Это серьезнейшие факторы, сдерживающие праздное времяпрепровождение вне семейного очага.

Б&Ф: Однако столики на вашей террасе в «Mojito» отнюдь не пустуют.

К.В.:
Во-первых, клиентов уже не столь много, как было в прошлом году. Во-вторых, есть заведения, которые пользуются постоянным спросом. Почему так возникает, сложно объяснить с маркетинговой точки зрения. Молодежь, к моему удовлетворению, облюбовала «Mojito». И слава Богу!

И несмотря на то, что это заведение открылось не так давно, там уже сформировалось определенное сообщество. Оно стало некой коллективной крепостью, куда хочется заглянуть на огонек, и не возникает желание быстро его покинуть. Да и нежелательных пришельцев там раз-два и обчелся. В «Mojito» почти не приходится следить за порядком. Сложилась естественная система общественного очищения. И если некое «животное» попадает в эту атмосферу, то оно чувствует себя в ней дискомфортно и «самоликвидируется». Но успешно функционирующее «Mojito» в нынешних условиях – это исключение из правил. А как известно, одна ласточка весну не делает.

Б&Ф: Может быть, многие бары, кафе, террасы, рестораны недосчитываются клиентов, из-за того что работающие за границей соотечественники стали меньше пересылать денег?

К.В.:
Не думаю. Статистика этого не подтверждает. Более того, как ни парадоксально, но общая сумма переводов с каждым годом растет.

Б&Ф: Выходит, что молодежь резко остепенилась и перестала прогуливать родительские деньги в злачных местах?

К.В.:
В Молдове молодежь составляет основу нашего контингента. Вопреки законам экономики. Гуляют те, кто не зарабатывает. Но молодежь молодежи рознь. Одна часть, как не задумывалась о завтрашнем дне ранее, так не задумывается о нем и теперь. Получили деньги – прогуляли. Далее живут в ожидании новых родительских «траншей». Мы потеряли клиентов в возрасте четверти века. Они начали задумываться о создании семьи, о профессиональном росте. Одни предполагают реализовать себя в Молдове, другие планируют покинуть ее. Но и те и другие  начинают копить деньги.  

Б&Ф: О том, что покупательная способность в РМ низка, осведомлено подавляющее число ее граждан. Но при этом число мест в общепитовских точках и питейных заведениях в столице не становится меньше. И в Кишиневе все равно открываются новые бары и столовые. Ради чего, зная о переизбытке предложений, люди вкладывают деньги в их открытие?

К.В.:
Может, оттого что это доступный бизнес. А быть бизнесменом – это престижно! Можно с чувством глубокого удовлетворения вручать визитную карточку, на которой золотым значится, что ты хозяин ресторана, например, под звучным названием «Голд палас супер де люкс…». Это намного престижнее надписи на визитке  «учитель» или «инженер».

Желание слыть бизнесменом обуревает молдавского гражданина. Но, увы, не в каждую отрасль без нужных профессиональных навыков можно втиснуться. А тут жена превосходно печет пирожки, да и заму умело готовит, чем не шеф-повар? А если так, то тогда – вперед на штурм общепитовских бизнес-вершин. Если бы его жена умела собирать мобильные телефоны, он бы открыл фабрику по их изготовлению.

Б&Ф: Если бы ваша любимая женщина могла бы их собирать, вы бы тогда наладили производство айфонов?

К.В.:
Некорректное сравнение. У меня любимая женщина, в отличие от нынешних бизнесменов из сферы общепита, не является тягловой лошадью. Мы говорим о нынешнем времени, а когда два десятка лет тому назад я пришел в этот сегмент бизнеса, будучи дипломированным медиком с опытом врачевания, он, особенно в направлении ночных клубов и летних террас, находился в зачаточном состоянии. Спрос на эти услуги значительно превышал предложение. Была целина. Никто ни с кем не толкался локтями. Заниматься этим видом бизнеса пробовали многие. Не у всех вышло. У меня получилось. Для успешного занятия тем или иным видом деятельности должны наличествовать определенные личностные способности. При отсутствии музыкального слуха нельзя быть руководителем джазового оркестра!     

Б&Ф: Зарубежные гости, побывав в столице РМ, обращают внимание на то, что питейных точек в Кишиневе много, а посетителей в них мало. В сравнении с другими странами у нас переизбыток общепитовских заведений?   

К.В.:
В западноевропейских странах кафе, баров, террас, ресторанов еще больше. Но, прежде чем приступать к статистическим сопоставлениям, необходимо учесть один, но существенный нюанс. За рубежом нет кухонь в нашем понимании. Физически они существуют, но пищу в них не готовят. Тамошние жители предпочитают ужинать в кафе или бистро, которые расположены рядом или недалеко от дома. У нас же на кухне еду готовят, и там же ее употребляют. И в этом ничего негативного нет. Такой жизненный патриархальный уклад в Молдове складывался веками. И несмотря на то, что род моих профессиональных занятий – общепитовский бизнес, я, тем не менее, продолжаю ратовать за то, чтобы по воскресеньям проводились общесемейные обеды, поскольку это часть наших традиций.

Б&Ф: Семейные пары за рубежом предпочитают столоваться в семейных кафе?

К.В.
Это и так, и не так. Семейный общепитовский подряд там возникает не потому, что занятие этим видом бизнеса так уж привлекательно. Наоборот, это рутинный труд. Но нанятый работник требует трат из расчета двух зарплат. Одну он получает в виде оклада, другую за него вносят в виде различных налогов и сборов. Экономически это накладно. Потому в тамошних барах или на террасах работает вдвое меньше официантов, чем у нас, но при этом передвигаются они в два раза быстрее. Если же оплата нанятому работнику становится чрезмерно обременительной статьей расходов, тогда для поддержания бизнеса задействуются родные и близкие. Их официально на работу не оформляют. При этом я не стану утверждать, что в таком случае не нарушается тамошнее законодательство.

Б&Ф: Чтобы ресторанный бизнес был успешным, какие профессиональные условия должны быть соблюдены?

К.В.:
Первое – это атмосфера. В это понятие я включаю интерьер, работу официантов, барменов, менеджмент. Пришедшие провести досуг люди понимают, что ресторан – это не рабочая столовая с заранее выставленными блюдами. Они осознают, что для изготовления заказа необходимо время. И они согласны скоротать его за беседой, полюбоваться оформлением зала. Но при этом их ожидание не должно быть томительным, подобно затянутому менуэту. Официант – это эрудированный, учтивый консультант, а не назойливый продавец блюд. Комфортное проведение времени предполагает также и получение удовольствия от осязания окружающих предметов. Например, при касании скатерти, бокала, меню…

Второе – клиенты. Они залог атмосферы. Они должны соответствовать классу заведения. Кавалерам надлежит быть галантны и прилично одеты, дамы должны быть нарядны, источать аромат духов и удивлять окружающих украшениями.

Третье – это месторасположение.
 
Б&Ф: Скажите, вы возвращаться в политику не собираетесь?

К.В.:
При сегодняшнем политическом истеблишменте однозначно – нет. Все настолько криво, уродливо и грязно, что мараться не хочется.

Б&Ф: В нынешней политической тусовке у вас много приятелей. Такие слова их не зацепят обидой?

К.В.:
Не думаю. Они об этой моей позиции осведомлены.    

Б&Ф: Результаты последних местных выборов вас не удивили?

К.В.:
Для меня они предсказуемы уже на протяжении последних 20 лет. Русскоязычные избиратели традиционно голосуют за левизну. Румыноговорящий электорат отдает предпочтение центру и правоцентристам. Национальный разрыв, как на местном, так и на центральном уровне, очевиден. И это страшно плохо! Его еще можно ликвидировать. Но для этого должен появиться новый лидер, которому будут доверять как левые, так и правые. Но на сегодняшний момент такой личности на молдавском политическом небосклоне нет.

Б&Ф: Откуда же ему взяться, если на политическом небосклоне мелькают одни и те же лица?

К.В.:
Не соглашусь. Новые лица появляются. Например, Партия коммунистов на минувших местных выборах предложила на пост генерального примара Кишинева Василия Киртоку. Он успешный бизнесмен, отличный менеджер, умелый хозяйственник и в порочащих связях с нынешней властью замечен не был. Но его кандидатура жителей Кишинева не привлекла.

Б&Ф: Почему?

К.В.:
Потому что у электората, традиционно отдающего свои симпатии коммунистам, не сошлись пазлы. Партия большевиков – апологет голодных рабочих и обобранных крестьян, с лозунгами «Все отобрать и все поделить» предложила поставить во главе столичного муниципия «владельца заводов, газет, пароходов»!

У многих сторонников большевиков такой политический ход ПКРМ вызвал, мягко говоря, недоумение. После такого шага Владимиру Николаевичу Воронину хочется, из благих побуждений, посоветовать: вы либо крестик снимите, либо подштанники наденьте.

От автора. Когда материал уже был подготовлен к печати, я переслал его своей знакомой. Ознакомившись с ответами, она просила передать Кэлину Виеру благодарность за обстоятельные, понятные и нетрусливые пояснения. При этом она упрекнула своих родственников и знакомых в том, что за время пребывания в Кишиневе ей не посоветовали побывать «Mojito». Пришлось пообещать в следующий приезд заказать столик в «Mojito».■

 

Комментарии [26]

Прокомментировать
  • 25.09.2015 12:18:16 Ana
    Уважаю его принципиальность и то как он идет по жизни.
  • 25.09.2015 12:25:27 Павел
    Единственный человек, у которого были трезвые прогнозы на предмет переговолров с МВФ, а все правительство Стрельца смотрело на миссию сквозь свои розовые очки, дилетанты не могут управлять страной, неужели Валериу Стрелец этого не понимает?
  • 25.09.2015 12:27:08 Анжелика
    У Кэлина есть золотое и мудрое правило, он делает только то и только так, как все продумал и просчитал, он не из тех. кто ввязывается во что-то, не зная своих последующих действий...Напишите, пожалуйста, как сложилась его личная жизнь, нашли они копромисс с первой женой, какие планы у Кэлина на бизхнес в краткосрочной перспективе?
  • 25.09.2015 12:42:50 Liviu
    Nechatind la situatia Cali sa dezvolta afacere, bravo!!!
  • 25.09.2015 12:49:44 Ana
    Se vede ca dl Vieru are experienta, capacitate si vointa sa fac ceva real in Moldova noastra, bravo, Calin!
  • 25.09.2015 19:22:30 Andrei
    Pot sa spun, ca Calin este barbat adevarat si cu carater strict.
  • 27.09.2015 14:50:41 Григорий
    Как ой он большая УМНИЦА, что распознал и раскусил Филата изнутрию. отойдя в сторону, что пощзволило Кэлину остаться ЧИСТЫМ и ПОРЯДОЧНЫМ чкеловеком...
  • 27.09.2015 14:53:29 Марчел
    Мне кажется. что г-н Вииеру изх той когорты людей, которые не терпят стада, у них напрочь отсутствует "стадный инстинкт", а все потому, что они, как говорил Кузьмы Прутков. со старта смотрят в самый корень, глубоко и основательно. Кем бы был сейчас г-н Вииеру, если бы он ми дальше оставался в парламенте и слушался своего партийного босса?
  • 27.09.2015 18:33:56 Иштван
    Такому бизнесу сейчас важно оставаться на полаву, когда закончится кризис, он обязательно пойдет в гору и в рост, и Кэлин это прекрасно понимает. Ну а что касается властей, качества упарвления страной, то здесь господин Виеру прав - ве страшно запущено. все никудышне, но жить надо и дальше, несм отря на такую власть, она не вечная, ее скооо заменять. главное, чтобы новая власть не была хуже старой.
  • 27.09.2015 18:37:33 Павел
    Почему г-н Виеру больше времени провдит за границей, а не в Молодве, мне кажется. что он теряет интерес к нашей стране. Ко в этом виноват по его мнению?
  • 28.09.2015 08:31:56 Marc
    Se vede ca dl Vieru nu este inpotriva sa intoarce in politica mare, posibil ca acuma el se fie deja nu cu Filat dar cu dl leanca si Carpov.
  • 29.09.2015 08:32:32 Стефан
    Я заметил, что господин Виеру не светится часто в прессе. но если и случается такое, то ОСНОВАТЕЛЬНО и ОБСТОЯТЕЛЬНО. Молодец. мне нравится как он идет по жизни, другой бы на его месте, сойдя с олимпа славы, я имею в виду ПОЛИТИЧЕСКОГОю, затерялся, запил, а он нашел себя быстро, и поэторму так уверен в том, что делает, чему служит.
  • 29.09.2015 10:47:16 Анета
    Как-то он у вас из под тишка смотрит. чего так?
  • 29.09.2015 18:26:08 Тамерлан
    В другой благополучной стране такой ресторатор как Кэлин Виеру мог бы ПРОЦВЕТАТЬ в хорошем смысле этогослова.
  • 30.09.2015 12:44:49 Ираклий
    Хорошо разглагольствовать. когда твои рестораны практически ничего не платт в бюджет, они же все по бумагам УБЫТОЧНЫЕ, хотя реально в них люди оставляют немалые деньжищи.
  • 30.09.2015 18:37:46 Любовь Ивановна
    Я заметила, что на этом ресурсе про господина Кэлина Виеру пишет один и тот же автор, это такая практика, или как понимать такой подход?
  • 01.10.2015 08:48:52 Vasile
    De ce nu scrieti despre dl Vieru in romina, in limba rusa tot este interesant d-r in romina sa fie mai bine si mai usor pentru dinsu...
  • 01.10.2015 16:30:12 Ричард
    Даже не знаю, как этот вид деятельности в Молодве можно характеризовать. ведь он развивается хаотично, как брожение ионов в головах молдавскмих бизнесменов...
  • 02.10.2015 08:54:48 сват
    Что этотеврей скрывается под фамилией "осеньев", когда он никакого отношения к данной фамилии не имеет?
  • 06.10.2015 08:57:38 Efim
    Calin este un fel de Alan Delon moldovenesc!!!
  • 14.10.2015 18:38:52 Leo
    Salut, Calin! Esti bravo, suntem mindrii de tine, multi ani innainte!
  • 15.10.2015 08:49:24 Ilarion
    Bine ca el a lasat politica, care la noi in Moldova este o murdarie...
  • 22.10.2015 09:01:05 Владислав
    Издалека видно, что этот представительный молодой человек предрасположен к сладкой жизни, которой он желает всему населению Молдовы. чтобы оно прожигало свои деньги в его р есторанах.
  • 06.01.2017 22:08:09
  • 04.06.2017 20:56:33
  • 09.08.2020 00:50:16

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
13
Всего визитов на сайт:
2523193
Уникальных посетителей:
5360079
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro