Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Happy end прозрачности MICB

Александр САНАТ | Банки & Реформы

Doverie United-Holding (Болгария), купив 63,89% акций во втором по величине системном банке Молдовы - Moldindconbank (MICB), приготовился к тому, чтобы поставить точку в непростом деле с прозрачностью этого банка. В ближайшие недели мажоритарный акционер выберет новый Административный совет и проведет тендер по выкупу акций у остальных акционеров, что позволит регулятору отменить в банке внешнее управление. Почти что трехлетняя история с прозрачностью MICB, полная драматизма, нервов и отчаяния, завершится happy end. Правда, не для всех.

Болгарский инвестиционный фонд Doverie United-Holding сделал серьезную и ответственную заявку на 100-процентное владение MICB, предложив выкуп бумаг у 36,11% акционеров по 240 леев за акцию номиналом 100 леев.

Как Молдова открывала инвесторам путь к лакомым активам системных банков

Во исполнение законодательства РМ фонд Doverie United-Holding обратился в Национальную комиссию по финансовому рынку (НКФР) за разрешением о проведении  тендерного предложения на выкуп 36,11% акций MICB. Болгарский инвестор обратился в НКФР 20 мая, а решение регулятора, одобрившего проведение тендера, опубликовано 24 мая. Разрешение на выкуп будет действовать 14 дней. В понимании ряда экспертов и специалистов, уже сам срок проведения тендера говорит о двух принципиальных вещах.

ПЕРВАЯ. По большому счету болгарский инвестор полностью контролирует MICB, и поэтому для него не столь важно, сколько акционеров пожелают по такой цене предложить акции на продажу. В нынешней ситуации предложенная цена за акции является достаточно привлекательной хотя бы потому, что инвестор заплатил ее за пакет 63,89%, а тут он предлагает такую же цену всем остальным собственникам MICB, независимо от количества их акций.

ВТОРАЯ. Инвестор проводит тендер, выполняя требование законодательства РМ, которое, надо признать, в этом плане, что называется, горой стоит на страже мелких акционеров. Отказавшись от предложения бумаг на тендер, мелкие акционеры смогут продавать свои акции на бирже по рыночной цене, которая в определенном будущем может достичь балансовой стоимости бумаг (522 лея) и даже выше, если мультипликатор капитала торгующихся акций MICB будет выше коэффициента 1.

Напомним, что в начале 2019 г. Doverie United-Holding купил на аукционе у Агентства публичной собственности РМ 63,89% акций MICB, заплатив за пакет 731 млн. леев. Инвестор заплатил за одну акцию MICB номиналом 100 леев - 240,74 лея. Покупатель из Болгарии был единственным, кто сумел получить разрешение у Национального банка Молдовы (НБМ) на покупку данного пакета, поэтому интриги предполагаемой игры на повышение стоимости бумаг MICB на аукционе не было.

Продажа 63,89% акций MICB прозрачному акционеру позволила правительству и НБМ хоть и с опозданием, но выполнить принципиально важное и сложное обязательство перед Международным валютным фондом (МВФ), которое включено в трехлетнюю программу с фондом, подписанную 7 ноября 2016 г.

В совершенно неблагоприятной региональной конъюнктуре властям РМ предстояло привлечь в капитал трех системных банков, на долю которых приходится более 65% рынка, прозрачных инвесторов. С учетом мошенничества, c помощью которого в 2014-2015 гг. из трех банков – Banca de Economii, Banca Sociala и Unibank, при явном попустительстве государственных институтов, был выведен $1 млрд., привлечь сразу в три банка стратегических инвестора было из разряда «неподъемных задач со старта».

Но у властей не было другого выбора. Страна остро нуждалась во внешнем финансировании, которое после кражи из банков $1 млрд. внешние партнеры, прежде всего Европейский Союз, Европейская Комиссия, Всемирный банк (ВБ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), заморозили на время. Без наличия у Молдовы Меморандума с МВФ о возобновлении внешнего финансирования и речи не могло быть. Поэтому правительство Павла Филипа в прочном тандеме с НБМ, возглавляемом банкиром Серджиу Чоклей, подписали Меморандум. В этом документе два государственных института обязались почистить банковскую систему и добиться прозрачности акционеров системных банков – Moldova Agroindbank (MAIB), Moldindconbank (MICB) и Victoriabank (VB).

На тот момент в стране уже действовали нормативные положения, позволявшие НБМ блокировать акции непрозрачных акционеров банков. Первым регулятор заблокировал два пакета в сумме 41,09% акций в MAIB, признав действия группы акционеров «согласованными», на которые у них не было разрешения от НБМ. Оба регулятора рынка капитала – НБМ и НКФР - установили для этих акционеров срок в 90 дней, дав возможность им продать актив инвестору, располагающему предварительным  разрешением НБМ на владение акциями банка.

В отведенный срок бумаги не были проданы, и поэтому их эмитент – MAIB стал действовать строго по процедуре, прописанной банку НБМ и НКФР. Данный пакет акций был аннулирован, и вместо него выпущена дополнительная эмиссия акций, которые должны быть выставлены на продажу на публичном рынке.

На тот момент в РМ не существовало ясно прописанной в законодательстве процедуры определения цены, по которой эмитент должен был выставить вновь выпущенные акции на продажу. Не было полной ясности и с тем, как поступать эмитенту в случае, если акции не будут проданы на рынке. Все это приходилось обсуждать и утверждать, что называется, в «ручном режиме», действуя в зависимости от складывающейся ситуации и интересов тех, кто обладал правом принимать решения на этот счет.

К примеру, цена продажи 41,09% акций MAIB была определена регулятором на уровне 1056 леев, что было в два раза ниже балансовой стоимости бумаг этого эмитента. В начале 2017 г. обсуждался вариант, который разрешал банку выкуп акций в казначейство. Он предлагался на тот случай, если по истечении нескольких аукционов никто из инвесторов не обратится в НБМ за разрешением на покупку этого актива. В узком кругу посвященных в проблему государственных чиновников, включая депутатов парламента, жаркая дискуссия велась о том, по какой цене эмитент имеет право выкупить бумаги в казначейство. Одни предлагали, чтобы MAIB осуществил выкуп по той же цене, по которой акции выставлялись для продажи на публичном рынке. Вторые, понимая, что выкуп по такой цене создает банку проблемы с достаточностью капитала, настаивали на другой позиции, согласно которой акции предстояло выкупать по номиналу – 200 леев за  бумагу.

MAIB в этом плане был первопроходцем, когда, преодолевая трудности продажи 41,09%, по инициативе банка приходилось дополнять и усовершенствовать нормативные документы. В конечном итоге выставление несколько раз на продажу пакета MAIB не дало результата. Судя по дальнейшим действиям властей, прежде всего НБМ, с позиции сегодняшнего дня можно предположить, что потенциальные инвесторы на этот актив были, но их приход в Молдову сдерживали определенные риски, которые предстояло устранять.

Путь очищения MICB

В это время акционеры аннулированных акций MAIB обратились с иском в Арбитражный суд Стокгольма, оспорив действия властей, в частности НБМ, в результате которых они лишились актива в крупнейшем банке Молдовы. По информации достоверного источника Б&Ф, близкого к регуляторам рынка, тогда еще не было понятно, кто будет возмещать ущерб данным акционерам MAIB в случае, если Арбитражный суд в Стокгольме удовлетворит их иск.

Но, после того как Арбитраж Стокгольма отклонил иск акционеров, действовавших в MAIB согласованно, НБМ предложил принять новый закон о банковской деятельности, которым регулятор наделялся неограниченными правами и полномочиями в плане регулирования и надзора за функционированием банков. Его проект был согласован с внешними партнерами, в частности с МВФ и ВБ. Закон вступил в силу 1 января 2018 г.

В конце 2017 г. правительство и парламент приняли ряд важных поправок в законодательство, с помощью которых государству удалось минимизировать риски инвесторов, желающих войти в капитал системных банков Молдовы. В частности, законодательство разрешило правительству выкуп крупных пакетов акций у системных банков при условии наличия предварительного соглашения с инвестором о покупке этого актива. Нормативными документами устанавливался срок в 90 дней, в течение которых пакет акций мог находиться у государства. В течение данного срока государство обязано продать актив по цене его приобретения плюс затраты на оформление сделки.

В то время, когда все сводилось к привлечению иностранного инвестора и продаже ему 41,09% MAIB, мало кто задавался вопросом: кому пойдут вырученные деньги от продажи акций? Так, некоторые представители внешних партнеров, с которыми довелось беседовать корреспонденту Б&Ф, на полном серьезе полагали, что по завершении сделки вырученные от нее деньги выплатят акционерам, 41,09% акций которых в MAIB на первом этапе были заблокированы НБМ, а потом аннулированы эмитентом. Хотя в узких коридорах власти уже тогда знали, что вырученные деньги пойдут в качестве возмещения украденных денег из Banca de Economii, на которые компании из офшоров и приобретали небольшими пакетами акции MAIB – до 5%, чтобы не было существенной доли.

Проделанную совместную работу всех ветвей власти, открывшую дорогу к активам системных банков потенциальным инвесторам, опробовал консорциум иностранных инвесторов в составе ЕБРР и двух инвестиционных фондов из США и Литвы. Специально учрежденная ими для сделки компания 2 октября 2018 г. приобрела у Агентства публичной собственности РМ 41,09% акций MAIB.

Ситуация с прозрачностью акционеров Victoriabank-а разрешилась благодаря согласованной позиции двух важных игроков, которые были заинтересованы в том, чтобы к прозрачности акционеров этого банка не было больше никаких вопросов, – НБМ и ЕБРР. Молдавский регулятор много сделал, чтобы второй по величине банк Румынии – Banca Transilvania зашел в капитал VB. Всячески способствовал этому и ЕБРР, который к концу 2017 г. смог аккумулировать в Victoriabank-е чуть более 28% акций. И вот 16 января 2016 г. на публичном рынке РМ прошла сделка, в результате которой Banca Transilvania купил 39,2%, и теперь вместе с ЕБРР они контролируют VB.

Своим путем к прозрачности акционеров шел Moldindconbank, в котором НБМ, заблокировав 63,89% акций в октябре 2016 г., ввел внешнее администрирование. MICB проделал процедуру, во многом похожую на ту, что реа-лизовал MAIB. Согласно предписанию НБМ, банк аннулировал заблокированные 63,89% акций и выпустил новые акции, которые были выставлены на продажу на публичном рынке. Как и в случае с MAIB, их мог приобрести только инвестор, обладающий разрешением от НБМ.

Отличием в продаже 63,89% акций MICB было то, что он проходил данную процедуру в соответствии с законом о банковской дея-тельности. По закону цену акций банка должна определять одна из ведущих международных аудиторских компаний. Банк обязан отобрать ее  в результате проведения конкурса. Moldindconbank проделал эту процедуру, определив цену акций в размере 239,50 лея.

После продолжительной и безуспешной продажи акций на рынке пакет в размере 63,89% в начале 2019 г. приобрело Агентство публичной собственности РМ, у которого на аукционе в марте акции выкупил фонд Doverie United-Holding.


Он пока еще не приступил к руководству и управлению MICB. Это случится после внеочередного общего собрания, на котором предстоит избрать, а потом утвердить в НБМ новых членов Административного совета. Именно по этой причине Исполнительный комитет НБМ 19 апреля продлил еще на шесть месяцев режим внешнего управления MICB. Функции внешнего управляющего Moldindconbank-а продолжает исполнять Виктор Чиботару, а председателя Административного совета банка - гражданин Литвы Гиедриус Степонкус.

Проникновение в MICB

Крупная доля активов Doverie United-Holding принадлежит крупнейшему болгарскому фармацевтическому производителю Sopharma и Telekomplet AD. Обе эти компании принадлежат миллионеру Огняну Доневу. В Молдове у Sopharma есть дочерняя фирма с собственной сетью аптек. На рынок РМ она зашла в 2017 г., купив контроль над сетью из 10 аптек у RAP Pharma International. 80%  этой компании принадлежало Пламену Миланову (Болгария).

Ряд экспертов считает, что еще одним важным, а главное, принципиальным отличием очищения MICB от MAIB и VB является то, что у правительства и парламента, с одной стороны, и НБМ - с другой стороны, появились разногласия по поводу инвестора, который должен был получить разрешение на покупку этого актива от НБМ.

«Именно принципиальное разногласие и стало последней каплей, которая переполнила чашу терпения президента НБМ Серджиу Чокли, который в ноябре 2018 г. принял неожиданное решение об отставке. Скорее всего, что его отставка была единственным, что он мог противопоставить решению властей, которые твердо и уверенно намеревались реализовать свой сценарий. По нему 63,89% MICB должны были оказаться у фонда Doverie United-Holding», - сказал корреспонденту Б&Ф профессиональный участник рынка капитала, просивший не называть его имени.

Он привел ряд фактов, согласно которым инвестор из Болгарии претендовал и на актив MAIB, но тогда НБМ устоял, выдержав оказываемое на него давление с целью выдачи Doverie United-Holding разрешения на покупку акций Moldova Agroindbank. Другие собеседники журнала полагают, что у властей могла существовать предварительная договоренность с внешними партнерами о том, что касается сценариев продажи активов в двух ведущих банках страны – MAIB (41,09%) и MICB (63,89%).

«Вполне вероятно, что власти могли осознанно закрыть глаза на то, что лучший банковский актив, каким бесспорно являлся пакет акций MAIB, уходит по сравнительно низкой цене консорциуму инвесторов, но зато 63,89% акций MICB попадают в руки инвестора, которого заранее определили власти, хотя и по более высокой цене. Не исключено, что такая договоренность могла быть достигнута важными игроками без того, чтобы о ней ставить в известность регулятора», - полагает эксперт, называя такую договоренность, если,  конечно, она на самом деле существовала, «ярким примером достижения идеального компромиссного решения».

Возвращаясь сегодня к неожиданной отставке президента НБМ Серджиу Чокли, собеседники корреспондента Б&Ф в один голос заявляют, что на то, как он ушел, были другие серьезные мотивы, а не причины «личного характера», как об этом было объявлено широкой публике.

«Согласиться с вариантом того, что предлагалось осуществить, президент НБМ не мог, считая, что это идет вразрез с тем, что он делал, реформируя банковскую систему. И поэтому единственно правильным решением в его положении была отставка», - отметил финансовый эксперт, уважительно относящийся к тому, что Чокля, уйдя с поста президента НБМ, не стал делать «громких» и «разоблачительных» заявлений, понимая, что в мире финансов они, как правило, никому не сослужили добрую службу.

Другой профессиональный участник рынка, который лишь теоретически допускает наличие у властей договоренности с внешними партнерами о продаже активов системных банков, указал на то, что ее подлинность подтвердится уже в ближайшее время.  

«При сохранении в РМ власти с участием ДПМ собственник MICB наверняка получит возможность с помощью административного ресурса динамично развивать банк. Это невозможно будет скрыть, поскольку уже в ближайшие месяцы наличие административного рычага станет не только эффективным, но и заметным», - сказал собеседник, заметив, между прочим, что в новых офисах Агентства публичных услуг открылись подразделения MICB, хотя традиционно это право до сих пор было только у VB.

Вряд ли данный факт может служить серьезным основанием, чтобы заподозрить банк в использовании административного ресурса государства. Ну хотя бы потому, что MICB наверняка выиграл конкурс, получив законное право на открытие своих подразделений в новых офисах государственного агентства публичных услуг. Поэтому такого рода аргументы будут считаться такими же беспочвенными, как, к примеру, и проект зачисления депутатам и сотрудникам парламента зарплат на карточки MICB.

«Такую услугу парламенту предлагали и другие финансовые учреждения, но предложения нашего банка оказались более предпочтительными», - сказал корреспонденту Б&Ф в доверительной беседе его представитель.■

 

Комментарии [7]

Прокомментировать
  • 18.06.2019 18:53:53 Клавдия
    Как говорится, все хорошо, что хорошо заканчивается. Что бы и кто бы ни говорил, но Нацбанк хорошо РАЗРУЛИЛ ситуацию в трех системных банках Молдовы.
  • 18.06.2019 18:58:34 Натан
    Я бы не стал торопиться с выводами, как говорится, еще не вечер.
  • 27.06.2019 15:56:36 Дину
    Лишь бы не пришлось "играть обратно", как любил говаривать Райкин...
  • 27.06.2019 16:00:45 Виталие
    Аурелиу Чинчлею - мерси маре, как пэмынт, он сумел вырулить ситуацию без крови и срубленных голов...
  • 27.06.2019 23:56:34
  • 28.06.2019 11:07:55 Лорена
    На удивление всех, этот банк оказался самым здоровым и самым эффективным. Можно сказать, что болгарам - повезло, ведь они купили такой актив за сравнительно низкую цену.
  • 28.06.2019 11:12:16 Надежда
    Единственное в чем теперь реально нуждается этот банк - так это в профессиональном надзоре, и больше ничего. Все остальное здесь умеют делать сами, причем с самой лучшей по системе эффективностью.

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
3
Всего визитов на сайт:
2517147
Уникальных посетителей:
5340456
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro