Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Рабочие места

Владимир ПОПОВ | Экономика & Работа

Cоздание в Молдове рабочих мест – популярный в выборный год лозунг большинства партий и независимых кандидатов в депутаты. Но разговоры о «прорыве» в этом направлении пока таковыми и остаются, поскольку дальше них дело идет, но медленно. О ситуации с инвестированием в рабочие места и перспективах удачного применения рабочим рукам не только в Молдове, но и в регионе на страницах Б&Ф размышляет ведущий экономист института IDIS Viitorul Вячеслав ИОНИЦЭ.


Отсутствие работы – проблема граждан

Недостаток в хорошо оплачиваемых рабочих местах – это реальная проблема граждан Молдовы, которая плотно увязана с другой попутной проблемой – низкими зарплатами в стране. Чем сегодняшняя Республика Молдова качественно отличается от страны десятилетней давности?

Проблема отсутствия рабочих мест по-прежнему остра, но имеется еще большая проблема – отсутствие в Молдове квалифицированных специалистов. Все иностранные компании в республике жалуются на их нехватку. Приведу такой пример. В Стрэшень есть интернат, в котором мы систематически организуем благотворительные акции в поддержку детей – дарим игрушки. В 2018 г. желание поучаствовать выразили и представители иностранной компании, работающей в Молдове. Но у них, оказалось, имеется и собственная «сверхзадача»: убедить девочек – учащихся старших классов идти к ним на обучение с последующим гарантированным трудоустройством.
 
Причем предлагаются достаточно привлекательные условия. Девочкам предоставляют бесплатное жилье на два года в Кишиневе. Они во время учебы работают и получают зарплату. При этом, закончив учебу, они не обязаны оставаться в данной фирме – могут распоряжаться приобретенными навыками по собственному усмотрению. Однако предприниматели уверены, что сработает в первую очередь «эффект привыкания», а также достаточно высокие заработки.

Не так давно институт провел исследование, в котором гражданам был задан вопрос о средней зарплате, устраивающей их на родине. Многие ответили, что не покинули бы Молдову, если бы получали в месяц 11 тыс. леев. При этом, напомню, в 2017 г. средняя зарплата в реальном секторе экономики республики составила 5,5 тыс. леев. Как видите, требования у граждан не столь уж и заоблачны.  

Развитие экономики - «застойное», «шаткое» и другое

В Молдове конца ХХ века был рост, который я бы назвал «застойным». Экономика развивалась за счет резервов, заложенных еще в  СССР. За десятилетие существования в независимом государстве реальные доходы населения упали в пять раз. Массово останавливались производства, закрывались заводы и фабрики. Все происходящее в тот период можно назвать сломом привычной системы хозяйствования.

С середины 90-х и до 1998 г. был шаткий рост экономических показателей. При этом граждане находились в республике, часто уходили в неоплачиваемый отпуск, кормились за счет мелкой торговли и ждали, что изменится ситуация  и  появятся некие привычные варианты трудоустройства. За 20 последних лет в РМ резко уменьшилось количество  рабочих мест. Причем выяснилось, что наибольшие потери понес аграрный сектор. Но если проанализировать, как работали в сельском хозяйстве Молдовы, то выяснится, что производительность труда была крайне низкой и неконкурентоспособной.

Напомню, что  в 1998 году Россию потряс первый экономический кризис. А так как Молдова была в тот момент самым непосредственным образом завязана на тесных связях с российской экономикой, бумеранг провала ударил и по ней. Причем в РМ ситуация вообще была аховой. И население нашло выход – люди стали уезжать и искать работу вне родных пенатов. Массовый отъезд снял напряжение внутри рынка рабочих мест. В Молдове, исключая Кишинев, было 1,5 млн. потенциальных работников, а реально обеспечить занятость возможно было только для 300 тыс. Исходя из данных IDIS Viitorul, 70% занятых граждан располагаются в Кишиневе. То есть за его границами экономики почти нет. А где нет экономики, там нет и экономической жизни в прямом смысле этого слова. За эти 20 лет рынок труда РМ очистился от той части работников (главным образом в аграрном секторе), которые и не трудились по существу.


Емкость рынка труда – 600 тыс. мест

Емкость официального рынка труда в современной Молдове начитывает чуть больше 600 тыс. мест. При этом надо помнить, что из них 270 тыс. - это специалисты бюджетной сферы. Если их исключить, то остается 350 тыс., которые трудятся в реальной экономике. И это всего лишь в два раза меньше того числа граждан страны, что сегодня реально нашли себе трудовое применение за рубежом – порядка 700 тыс. человек.

Рассмотрим такой щекотливый момент, как маленькие зарплаты в Молдове. Почему они таковы? У работников крайне низкая производительность труда. Больше 20 лет в Молдове власти и население говорят, что «строится рыночная экономика», но это не так.

Государство оказалось неспособным обеспечить граждан работой и достойной ее оплатой.
Молдова является, пожалуй, единственной страной в Европе (исключая Беларусь), где проведено изучение вопроса, сколько работников вовлечено в бюджетную сферу, сколько работает на государственных предприятиях, а сколько на предприятиях, регулируемых государством. Оказалось, что в эту сферу деятельности вовлечено до 70% занятого населения.

Спрашивается, о какой конкурентоспособности специалистов можно говорить, когда в течение 27 лет власти так не смогли развить эффективную деловую среду? Только 30% экономики можно отнести к частному сектору. Выходит, что по-прежнему над многими процессами в стране довлеют государственные институты, не склонные ни к переменам, ни к рыночным преобразованиям. Покинувшие Молдову граждане, а это, по разным оценкам, от 700 тыс. до 1 млн. человек, наращивают бизнес за ее пределами. Поэтому частный сектор молдавской экономики недоразвит.
Цена рабочих рук

Я провел простой расчет на тему: «Какова выручка от трудовой деятельности одного работника в РМ?». Ведь общеизвестно, что зарплату работнику его работодатель может платить, исходя из полученной им выручки. И если в государственных предприятиях выручка на одного специалиста составила до 450 тыс. леев в год, то на частных предприятиях ее значение составило 550 тыс. леев, а в частных иностранных компаниях, работающих в Молдове, - 900 тыс. леев.

Какой из этого вывод? Работодатель платит работнику лишь 15% от объема выручки, что он имеет, потому как он должен выплатить кучу налогов и других обязательных платежей, без осуществления которых его производство не может функционировать и существовать. Вот и есть те самые 3 тыс. леев по причине примитивнейшей в РМ производительности труда.
Работодатель, пришедший на отечественный рынок, не вкладывается в модернизацию производства, новые технологии, а тупо использует работника. И как результат – у всех ноль: и у хозяина предприятия или фирмы, и у работника.

Исследования показали, что для создания в регионе Молдова-Румыния-Болгария рабочего места европейского уровня требуется вложение в экономику до $150 тыс. Почему так много? Идет доинвестирование в инфраструктуру – дороги, электричество, канализация и прочее. Только сейчас для этих государств характерен тренд создания свободных экономических зон. В РМ за последние пять лет иностранными компаниями открыто 12 тыс. рабочих мест. Много это или мало? В Румынии в годы присоединения ее к Евросоюзу создавалось до 140 тыс. рабочих мест. То есть если соотнести такие параметры, как количество населения, то получится 25 тыс. мест. И, как видите, эти темпы просто несравнимы.

В РМ сейчас строятся заводы, на которых иностранные компании вкладывают в создание рабочего места лишь $10 тыс. Этого крайне недостаточно, чтобы платить высокую зарплату. Рабочие руки привлекаются на примитивный низкоквалифицированный труд.  Выручка от одного работника также минимальна. Пока что крупный капитал не хочет в РМ рисковать большими ресурсами.

Крупный капитал не идет

Недавно в Молдове огласили намерение частной иностранной компании вложить в предприятие 30 млн. евро. Обещали создать до 3 тыс. рабочих мест. В то же время одна из фирм заявила о создании в соседней Румынии завода на 150 рабочих мест, но с инвестированием 50 млн. евро. Что называется – почувствуйте разницу. Понятно, что и с 3% выручки от производства в Румынии работодатель сможет платить работнику достойную зарплату.

Что делать для перемен?

ПЕРВОЕ. Нужно возрождение профессионального образования. В Стрэшень, например, действует дуальная школа. Это такого рода учреждение, когда молодые люди учатся и работают. В этом проекте нам помогли бизнесмены из Германии, а также посодействовало и правительство. Совместными усилиями фактически возрождается практика советских ПТУ – профессионально-технических училищ.

ВТОРОЕ. Чтобы вывести Молдову на нормальные темпы экономического роста, нужно создавать в год до 25 тыс. рабочих мест. Если предположить, что одно место будет стоить $100 тыс., то в год в страну должны поступать инвестиции в объеме $2,5 млрд. У нас в банках находится сравнимое количество финансов. Однако выход на такой уровень вложений возможен лишь тогда, когда в стране будет сопоставимый рынок сбыта.

Я скажу так: вопрос это сложный, хотя и разрешимый. Многие фирмы приходят в республику с уже имеющимся у них рынком продаж. И поэтому они ищут в РМ возможности вложения в дуальную систему трудовых взаимоотношений. К примеру,  на 2018 г. уже 20 иностранных фирм заключили соглашения на рабочие места. Но этот процесс требует еще большего развития и пристального внимания к нему государства.■

 

Комментарии [2]

Прокомментировать
  • 18.06.2018 13:03:14 Рита
    Тревожно, очень тревожно все то, о чем рассказал Вячеслав. Понятно, что в этом направлении всем нам нужны действия и меры, чтобы не остаться у разбитог8о корыта через 20-25 лет.
  • 22.06.2018 10:24:03 Ираклие
    Из данной статьи я понял, что просвета НИКАКОГО впереди нет. Печально!

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
4
Всего визитов на сайт:
2498681
Уникальных посетителей:
5299095
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro