Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Виктор ХВОРОСТОВСКИЙ: «Все начиналось с идеи команды единомышленников»

Владимир СИДОРЕНКО | О банках подробно

В конце мая, проводя традиционный блиц-опрос, редакция Б&Ф, в числе других тем, поинтересовалась у читателей журнала: с чем у них ассоциируется FinComBank? Ответы были получены разные. У многих респондентов FinComBank ассоциируется с именем Олега Воронина как владельца банка. Что же, вклад нынешнего председателя Cовета банка в становление и развитие FinComBank-а значителен. Но все же, справедливости ради, отметим, что Воронин-младший не является не только мажоритарным держателем пакета акций, но даже самым крупным акционером.

Большая часть респондентов отметила, что FinComBank – это в первую очередь надежный банк, возведенный на прочном профессиональном и финансовом фундаменте. Как заметил один из опрошенных, некоторые злопыхатели полагали, что FinComBank – это колосс на глиняных ногах. И просчитались. Если бы это было действительно так, то в угоду политической конъюнктуре он бы давно развалился, а клиенты бы разбежались. Но вкладчики деньги с депозитов снимать не спешат, а многие экономические агенты по- прежнему отдают предпочтение именно этому банковскому учреждению.

Да и с финансовыми показателями у банка дела обстоят стабильно хорошо. Кроме 2010 г., все остальные годы FinComBank непременно заканчивал с прибылью. Например, по итогам деятельности за 2012 г. FinComBank получил прибыль в 14 млн. леев. Для банка, относящегося к категории средних финансовых учреждений Молдовы, – это солидный финансовый показатель.

Немаловажным положительным аспектом для многих экономических агентов является то, что руководит FinComBank-ом опытнейший профессионал банковского дела Виктор Иванович ХВОРОСТОВСКИЙ.

Но журналистам работать с FinComBank-ом сложно. Его руководство предпочитает не афишировать успехи и не делиться планами на будущее. Работа есть работа, говорят в FinComBank-е. Что на заводе, что на ферме, что в банке. Даже если количество клиентов прибавляется, а финансовые показатели растут – это еще не повод бить в колокола, чтобы слышала вся округа. Это каждодневный, нелегкий труд. Героика будней – это не благо, а вред. Необходим профессионализм.

Что же касается разговоров с журналистами, то для этого, поясняют в банке, необходим повод. Весомый и значительный. И если таковой имеется, то тогда, как говорится, милости просим в гости. И сегодня, к журналистскому удовлетворению, он появился. В июне FinComBank отмечает свое 20-летие!

С бессменным председателем банка Виктором Хворостовским мы вспоминаем, как все начиналось, и до каких финансовых высот поднялся банк за два минувших десятилетия.

В.Х.: Начинали с нуля. В тот период это было нормой. Любой бизнес в конце ХХ века стартовал в Молдове с идеи, с команды единомышленников, с маленьких стартовых денег. Потом он либо развивался, либо разваливался. При неудачах создавали новый предпринимательский проект. Если и он не давал финансовых плодов, то открывали следующее дело.

Наша команда единомышленников состояла из четырех человек. Все мы работали в банковской сфере. И хотели продолжать работу на предприятии со статусом банка. С идеей мы ознакомили экономических агентов. В нас поверили и поддержали.

Первоначальный уставный капитал первых пяти акционеров, если перевести его в сравнимые величины, был равен $50 тыс. Сегодня совокупный капитал банка превышает $30 млн. Общие активы банка – $150-160 млн. Акционеров – 134. Клиентов - более ста тысяч. В банке трудится 550 человек.

Б&Ф: Филиалы имеются?

В.Х.:
На первоначальном этапе у нас даже собственного помещения не было. Пришлось арендовать часть здания, мало приспособленного для осуществления банковской деятельности. Так что пока мы его обустраивали, первые решения принимались и первые операции проводились у меня на квартире. Переоборудовали одну из комнат под кабинет, там и работали. А сегодня у нас 17 филиалов и 29 представительств.

Б&Ф: Кто был в числе первых учредителей?

В.Х.:
Генеральный директор комбината по производству вин «Крикова» Валентин Бодюл, генеральный директор «Молдгазавтосервис» Виктор Микулец, генеральный директор проектного института «Руралпроект» Иван Стихий, Олег Воронин и я.

Б&Ф: Кто сегодня крупнейший акционер банка?

В.Х.:
Американский фонд Western NIS Enterprise, созданный государственным департаментом США. Он является владельцем 25% акций. Второй по величине акционер Олег Воронин. В совокупной собственности его семьи находится 20% акций.  

Б&Ф: Почему решили дать банку именно такое название? Еще на стадии формирования идеи пришли к пониманию того, что следует обслуживать именно торговые предприятия?

В.Х.:
Первоначальное название банка было «ФинТоргБанк». Потом, по мере развития нашего предприятия, «Торг» переименовали в «Ком». Придали названию международное звучание.

Торговый сектор экономики выбрали потому, что раньше наша команда работала в Кишиневском отделении «Внешэкономбанка» СССР. Нам были знакомы правила и нюансы ведения торгового дела, особенности осуществления внешнеэкономической деятельности.

Кроме того, как я уже отмечал, первоначальный уставный капитал банка был невелик. Даже с учетом денег предприятий и депозитов, поступивших от физических лиц, их было недостаточно для выдачи кредитов крупным предприятиям. Маленький банк мог кредитовать только малый бизнес. Так мы и поступали. Финансово мы росли вместе с нашими клиентами. Заняли нишу, предназначенную для обслуживания банковских потребностей малого бизнеса. И так все 20 лет. А сегодня нам стал интересен еще и микробизнес – предприятия с численностью работников до 9 человек.

Б&Ф: Насколько в условиях рецессии и неясных перспектив экономического развития оправдан упор еще и на микробизнес?

В.Х.:
В этой сфере крутится колоссальный объем денег. Но крутятся они в так называемой серой экономике. Там свои законы, налоги, принципы кредитования.

Б&Ф: Насколько успешно осваивает FinComBank данное направление?

В.Х.:
Приведу только две цифры. На начало нынешнего года кредитный портфель по предприятиям микробизнеса составлял 30 млн. леев. Спустя пять месяцев он увеличился вдвое – до 60 млн. леев.

Б&Ф: А микробизнесмены все идут и идут в банк. Выстояв длинные очереди, они получают кредиты и со счастливыми лицами покидают здание банка…

В.Х.:
Каждый имеет право на иронию. Но я отвечу вам без нее. Клиенты действительно идут. Но очередей при этом у нас нет, поскольку в FinComBank-е процесс работы с клиентами хорошо организован. Решения принимаются быстро и четко.

Качество кредитного портфеля микробизнеса очень высокое. Когда эти предприниматели выходят из тени, хотят они того или нет, но начинают показывать свои деньги. С помощью банковских кредитов они продолжают развивать свой бизнес, и со временем их детища переходят в категорию малых предприятий.

Б&Ф: Какими видами деятельности занимаются микропредприятия?

В.Х.:
Различными. Работают в сферах торговли и оказания услуг, занимаются мелким производством, ремонтом…

Б&Ф: Что они предъявляют в качестве залога для получения кредита?

В.Х.:
Ничего. Показывают тетрадки, в которых значатся суммы купленного и проданного  товара. И денежный остаток.

Б&Ф: Не тревожитесь о том, что Нацбанк, придя на проверку, обнаружит выдачу кредита без залога?

В.Х.:
Нет. НБМ издал распоряжение, которым разрешает выдачу кредита таким предприятиям до 70 тыс. леев без залога. Кроме того, мы убедились в том, что подавляющее число микробизнесменов – это ответственные люди. Они не допускают случаев просрочки при возврате кредитов. Чем-то они напоминают ветеранов еще советского труда - пенсионеров, которые сначала расплачиваются за коммунальные услуги, а затем уже оставшиеся деньги тратят на другие нужды. Если бизнесмен, например, берет кредит в банке в 10 млн. евро, у него может возникнуть соблазн свалить вместе с ними «за бугор». Но если человек берет заем в $5 тыс., то он берет его для развития своего дела, заранее хорошо просчитав, как эти деньги он должен будет вернуть. Правила, которые действуют на уровне крупного бизнеса и микропредпринимательства, значительно разнятся.

Б&Ф: Чем?

В.Х.:
Во-первых, для таких мелких предпринимателей их бизнес – это способ существования. Во-вторых, они работают бок о бок с такими же, как они, людьми. И они сделают все возможное, чтобы на них не показывали пальцем, как на людей непорядочных. У нас были случаи, когда микропредприниматели по тем или иным причинам закрывали бизнес, но перед этим они полностью расплачивались по кредитам.

Б&Ф: Крупные клиенты в банке обслуживаются?

В.Х.:
Да. Но с каждым годом их становится все меньше и меньше. Мы уже три года как целенаправленно работаем только с малым и средним бизнесом и не кредитуем большой. Крупный бизнес сильно подвержен как политическим, так и экономическим рискам. А банк слово «риски» должен учитывать в своей работе. Максимальная сумма выдачи кредита, на который мы идем, причем очень и очень осторожно, составляет не более 10 млн. леев.

Б&Ф: Чем FinComBank завлекает и удерживает у себя клиентов?

В.Х.:
Созданием благоприятной деловой атмосферы. Клиенты могут задавать нашим работникам любые интересующие их банковские вопросы, и непременно получат на них ответы.

Б&Ф.: Во многих банках Молдовы такая же деловая атмосфера, и операторы там и услужливы, и чутки, и внимательны к клиентам. В чем же отличие FinComBank-а?

В.Х.:
Практически ни в чем. Но когда я слышу, что кто-то из моих коллег говорит о том, что в его банке все самое-самое, то я и удивляюсь и усмехаюсь. Поскольку давно подметил, что взаимоотношения между финансовыми учреждениями и клиентами строятся на субъективном восприятии работы банка. Процентные ставки у всех одинаковы. Плюс-минус полпроцента.

У нас есть определенное число постоянных клиентов, и мы стараемся, чтобы взаимоотношения между ними и банком были как можно комфортнее. Предлагаем им новые виды услуг. Так, открываем и вручаем банковские карточки клиентам, чтобы они не ходили к нам за получением процентов, а чтобы деньги автоматически зачислялись им на карточку. Предлагаем им и новые интернет-услуги. Например, клиент может, не выходя из квартиры, оплачивать коммунальные платежи. Более того, если он нас на это уполномочит, то мы сами ежемесячно будем оплачивать за него платежи. У нас имеется такая техническая возможность.   

Б&Ф: Экономика Молдовы уже давно находится в стагнации. Часть предприятий обанкротилась, другие сокращают свою деятельность, крупных инвестиционных проектов почти нет. Клиентов, способных реализовывать высокоэффективные прибыльные бизнес-проекты, можно пересчитать по пальцам. Коммерческие банки, чтобы разместить имеющиеся у них свободные денежные средства, вынуждены скупать государственные бумаги с их невысокой процентной ставкой. Причем и при столь мизерных процентах спрос на них все равно превышает предложение. Тем не менее ваш банк по итогам деятельности за 2012 г. вышел с прибылью в 14 млн. леев. Так же с положительными финансовыми результатами закончило прошлый год и подавляющее число банков Молдовы. В чем секрет финансовых успехов банковской системы?

В.Х.:
За другие финансовые учреждения Молдовы отвечать не берусь. У каждого банка свои приоритеты, тактика и стратегия.
FinComBank получает доходы не только от осуществления рискованных операций, то есть за предоставление кредитов, которые, к слову сказать, несмотря на спад в экономике Молдовы, мы продолжаем предоставлять в значительных объемах. Банк зарабатывает деньги также и на так называемых безрисковых операциях.

Б&Ф: Неужто кладете деньги в виде депозитов в другие банки?

В.Х.:
Нет. До этого, слава Богу, мы еще не дошли. Финансовые учреждения оказывают клиентам, кроме кредитных, еще много других банковских услуг. И каждая операция стоит денег. Они небольшие. Но по совокупности получается неплохой доход.

Б&Ф: Какую сумму налогов в 2012 г. уплатил FinComBank?

В.Х.:
В общем в прошлом году банк заплатил более 20 млн. леев различных налогов и сборов. Из них местные налоги составили 147 тыс. леев, подоходный налог от заработной платы – 4,9 млн. леев, 11,2 млн. леев отчислено в Социальный фонд, 3,1 млн. леев - страховой медицине.

Б&Ф: Национальный банк не слишком ретиво регламентирует деятельность коммерческих банков?

В.Х.:
Контроль со стороны НБМ над кредитными портфелями коммерческих банков необходим. Поскольку банки управляют деньгами вкладчиков, юридических лиц, акционеров, то им необходимо быть очень транспарентными в своей деятельности и не удивляться тому, что их постоянно контролируют и проверяют. Кстати, это еще не тот контроль, через который мы прошли, прежде чем американские фонды решились приобрести у нас акции или предоставить кредитные линии для развития FinComBank-а.

Б&Ф: Кредитный портфель, который на сегодняшний день у банка имеется, удовлетворяет вас как руководителя?

В.Х.:
Нет. Он маленький. Его следует пополнить как минимум на 20%.

Б&Ф: За счет каких ресурсов?

В.Х.:
За счет улучшения работы с клиентами. Так, например, объем выдачи кредитов растет у нас из месяца в месяц. И все это благодаря улучшению работы с клиентами. В прошлом году на семинарах и стажировках мы обучили 1110 человек (некоторые работники банка прослушали два-три различных курса). Там они обучались технике и психологии ведения переговоров, пополняли знания по новым банковским продуктам, более глубоко усваивали юридические аспекты. И эти усилия, как видите по цифрам, не пропали даром.  

Б&Ф: Минуло двадцать лет. Что за этот период, находясь на посту руководителя FinComBank-а, в первую очередь Вы уяснили для себя?


В.Х.:
Что только-только начинаю понимать банковский бизнес.

Б&Ф: Бог даст, через двадцать лет все и усвоите.

В.Х.:
Я надеюсь, что через два десятилетия банк будет возглавлять руководитель, который будет обладать большими знаниями по ведению банковского бизнеса.■

 

Комментарии [35]

Прокомментировать
  • 20.06.2013 13:16:53 Виктораш
    Он потомственный банкир, он не имеет права на ошибку, у него все должно получаться, и не потому, что там Олег Воронин или Александр Мунтяну акционеры.
  • 20.06.2013 13:19:33 Снежана
    Молодцы только за то, что сумели сделать банк из ничего - голого энтузиазма, небольших денег и умения!!!
  • 20.06.2013 13:58:47 Тихон
    Тихо, спокойно. ровно и без рывков Виктор Хворостовский развивает банк, и так вот уже 20 лет. Наши поздравления менеджеру, коллективу и акционерам банка.
  • 20.06.2013 14:05:19 Ливиу
    Молоток, Хворостовский, все сделал, как мечтал.
  • 21.06.2013 08:24:34
  • 21.06.2013 10:16:31 Габой
    В интервью с Виктором Ивановичем понравились слова Хворостовского о том, что через 20 лет он только начал понимать банковский бизнес! И это говорит человек с огромнейшим опытом работы в этой сфере, как во времена бывшего СССР, так и во времена независимости Молдовы. К его словам не мешало бы прислушаться нашим высокопоставленным чиновникам. В одночасье ставшими князьями, вылезшими из грязи. Ну как в народе говорят, из грязи в князи! Они ведут себя как мэтры и академики, просто смешно. Уровень их знаний таков, что в прежние времена не дало бы им возможность поступить даже в аспирантуру, не говоря уже про партийные школы и академии.
  • 21.06.2013 10:27:44 Майкл
    Этого банкира всегда украшала СКРОМНОСТЬ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, ОПЫТ и партнерские связи со всеми - клиентами, акционерами и кредиторами.
  • 21.06.2013 13:50:48 Цунгцван
    Почему ничего не сказали, как они лишили акций в этом банке Ванюшу Стурзу?
  • 21.06.2013 13:54:39 Лариса
    То, что они турнули Стурзу, это было ошибкой, просто они думали, что папа с сыном будут всегда в фаворе, а он, фавор и сплошная пруха, в 2009 г. неожиданно закончились и начались суровые будни, когда банк чуть-чуть было не поплыл...
  • 24.06.2013 12:47:58 Ингрид
    Такой себе банчок, нечем здесь особенно радоваться, ведь он мог быть и лучше!
  • 25.06.2013 03:10:38
  • 25.06.2013 09:35:52 Алекс
    Только в случае возврата или прихода коммунистов к власти этот банк как птица феникс может возродиться, а так он сейчас проязябает...
  • 25.06.2013 18:54:01 Стивен
    Красивая карьера и завидная судьба у этого банкира, им в семье, наверняка, есть о чем поговорить, догадываюсь об этом.
  • 25.06.2013 19:03:23 Валентина
    Мне этот бванк всегда нравился, особенно. когда в нем рабротали Клавдия Мельник, умнейший и добрейший человек, а также Стурза Ион, который предлагал сделать из банка конфетку, чтобы потом его выгодно продать, но акционеры не послушались Стурзу, о чем потом, собственно. горько пожалели.
  • 27.06.2013 13:01:08 Снежана
    В этом банке всем руководит коллектив, ничего не решается без апробации всего коллектива, это хорошая практика.
  • 28.06.2013 18:56:37 Тудораш
    Почему так медленно развивается этот банк, особенно, это стало заметно в последние четыре года, разве это устраивает его акционеров, в частности, Олега и Владимира Воронина? В системе есть и получше банки, берите с них пример. .
  • 29.06.2013 14:39:44 Инга
    Хворостовский происходит из семьи потомственных банкиров, поэтому у него все и получилось, да и не могло не получиться, ведь в стае акционеров сами Воронины - отец и сын.
  • 29.06.2013 14:43:59 Харет
    Виктор Иванович обладает всеми необходимыми качествами для успешного банкира, но у его банка мало капитала, он не виноват, что акционеры не хотят раскошеливаться.
  • 30.06.2013 19:21:05 Лукерья
    Порядочный, строигй, справедливый, умный, одним словом - настоящий вожак!
  • 03.07.2013 10:07:10 Виктория
    Виктору ивановичу стоило бы завести разговор, что будут делать молдавские банки, если, скажем, их комиссион придется снизить до 0,5-1,0%? Сколько банков смогут выжить и почему? И будет ли среди них его банк?
  • 11.07.2013 12:53:18 Трофимаш
    То, что Виктор Иванович сумел удержать ситуацию с банком под контролем, когда Воронин и семья потеряли власть, и все начала отторгаться само по себе, делает ему честь и славу. Молодец!!!м
  • 11.07.2013 12:56:06 Меланья
    Для себя считаю, что Хворостовский Виктор Иванович тертый калач, опытный банкир, неплохой аналитик, который умеет просчитывать ситуацию наперед, он как заправский шахматист, видит ситуацию на 3-4-5 ходов вперед, и этому ему здорово помогает в развитии этого банка, который он по праву может называть в прямом и переносном смысле этого слова СВОИМ!!!
  • 12.07.2013 08:40:21 Людмила
    Бесплатный совет Виктору, пусть уже сейчас думает, как уберечь банк при спрэде в 2,5%?
  • 15.07.2013 10:24:46 Хорват
    Посмотрим, как Виктор /Иванович поведет свой банк в условиях, когда все начинает УЖИМАТЬСЯ и сокращаться, я имею в виду маржу и спрэд.
  • 15.07.2013 10:25:33 Кифаль
    Ну такой себе банчок, скорее вывеска для продажи иностранцам!
  • 18.07.2013 08:39:21 Зоряна
    Хоть маржа и высокая, а спрэд у этого банка плохой, можно сказать, что он у него бесперспективный.
  • 19.07.2013 14:58:37 Федор
    скромный и "симпатичный" В.Х. никогда не признает каким унижениям подвергались сотрудники отделов финкомбанка и в каких условиях работают, а также благодаря кому и чему в действительности выросли обороты банка. Узбеков вам, В.Х.. хе-хе. Скромности и мудрости вам и дальше.. .. потомственный, говорите ? ..
  • 23.07.2013 08:26:24 Харлей
    Хворостовский выполнит свою миссию, если только сумеет выгодно продать банк иностранцам, чтобы удовлетворить мечту акционеров банка и свой интеерс.
  • 31.07.2013 09:00:08 Тимоти
    Витя молодец, он сумел найти общий язык с Олегом и его папой Володей!
  • 18.09.2013 14:54:48
  • 26.11.2013 18:35:08
  • 03.09.2015 19:30:14
  • 03.09.2016 08:07:18
  • 03.09.2016 08:07:18
  • 08.10.2016 04:50:47

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
10
Всего визитов на сайт:
2522755
Уникальных посетителей:
5358412
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro