Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Финансовая дивергенция, или Когда плюс меняется на минус

Сергей БАЛАБАН | Настроения & Ожидания

Для бизнеса и банков самыми заметными положительными ожиданиями уже в ближайшее время могут стать дальнейшее снижение НБМ базовых ставок и активизация внешнего донорства, а негативными – принятие 30 поправок в налоговое законодательство. Со стартом нового предпринимательского сезона политические вопросы, несмотря на свою значимость, постепенно будут оттесняться остротой и неотложностью решения экономических задач.

Кому-то, может, не понравится сам факт того, что политические проблемы сегодня могут быть отодвинуты экономическими вопросами. По крайней мере, оппозиционным партиям – точно. Но мы исходим не из того, что «все, что они могли бы сделать, – уже сделано», а из того, что насильственная смена власти им сегодня самим не выгодна. Вспомните, как Усатый с Додоном бросились отговаривать разгорячившуюся толпу от штурма парламента. И действительно, зачем нужно кровопролитие, когда все говорит о том, что при досрочных выборах большинство депутатских мест будет за ними. Придя к власти революционным путем, учитывая пророссийскую направленность, у тандема неминуемо были бы большие проблемы с легитимностью и признанием за рубежом. Даже Россия в текущих условиях ни политически, ни экономически помочь не в состоянии, а соседи по границе сделали бы все возможное, чтобы жизнь в Молдове в итоге стала невыносимой.

У платформы «DA» проблем со временем будет все больше, уж слишком много желающих с противоположными взглядами пытаются стать у ее руля. В итоге как движение спонтанно сформировалось, так же может и исчезнуть, даже в статусе новой партии. Поэтому бизнес и финансы могут работать спокойно. Нынешнее большинство в парламенте и правительстве сохранит мандаты до окончания законного срока, хотя сами сроки могут быть и сдвинуты. Они не отдадут власть, какую бы горячность ни проявляли протестующие. Парламентская игра в «поддавки» продолжится – так же, как и призывы к досрочным парламентским выборам.

Использование силовых методов в противоборстве практически исключено. Несмотря на заманчивость и законность таких решений, власти наверняка уже оценили все риски и негативные последствия, в том числе падение и без того низкого рейтинга и даже возможный переход силовиков на сторону протестующих. Для лидеров оппозиции беспорядки могут обернуться в худшем случае условными сроками. Народный гнев в эпитетах остается всегда: искренним, заслуженным, благородным, управляемым.

Крушить – не сеять

Снизят градус политических страстей неотложные весенние заботы, тем более что многие из требований к правительству сельхозпроизводителей уже выполнены или в стадии выполнения. Конечно, понижение цен на ГСМ вряд ли можно считать заслугой правительства, скорее решение продиктовано конъюнктурой рынка. Более того, в глазах экономистов на старте новое правительство в свой актив записало больше минусов, чем плюсов. С первых же публичных заявлений стало ясно, что политический бомонд предписал правительству ничем  не ограниченный популизм, и готов прикрыть глаза даже если действия министров будут противоречить закону. В вопросах ценообразования на энергоресурсы премьер стал непрофессионально вмешиваться в работу «независимого» агентства НАРЭ, а министр финансов пообещал народу укрепление лея, по-видимому, забыв, что этот вопрос находится в абсолютном ведении Национального банка. Неподготовленная попытка получить румынские кредиты также оценена по «достоинству».

Но в любом случае снижение цены ГСМ, а в перспективе и электроэнергии, очень своевременно, способно поддержать экономику и сельское хозяйство, снизив инфляционное давление.

Вот так мы плавно подошли к вопросу о причинах снижения базовых ставок НБМ.  

Время ставок, господа!

НБМ уже сделал первый шаг, снизив в конце февраля на 0,5 пп. базисную, кредитную и депозитную ставки. Но очень важную для банков ставку обязательного резервирования от привлеченных средств оставил неизменной. К началу марта в этих резервах у банков находилось 8,4 млрд. леев под 16,4%. Конечно же, банки могли бы найти этим деньгам более выгодные условия. Поэтому, несмотря на ограничения, они очень плотно сидят в валютных позициях, спекуляция на которых сейчас чуть ли не основной бизнес, дающий  40% текущей выручки.
На самом деле пока мало свидетельств очередному снижению ставок, разве что пожелания администрации НБМ, февральская дефляция и плавное падение процентов по CHIBID (предложение на приобретение свободных финансовых ресурсов). Однако в преддверии президентских выборов НБМ может объявить эту новость уже в марте-апреле. Скорее всего эта честь достанется новому главе НБМ. К тому времени частично решатся вопросы с внешним финансированием. После приезда МВФ первой «зеленую линию» по политическим мотивам откроет Румыния. Пока же бюджет поддержала небольшим кредитом Международная ассоциация развития (в феврале – $1,78 млн.), из других источников удалось привлечь $0,53 млн. грантов.

Как ни парадоксально, текущую стабильность лею обеспечивают низкий спрос на валюту со стороны импортеров, падение покупательной способности населения (по статистике – на 5%), кредитная вялость и, как уже было выше отмечено, отвлечение массы леев банков в обязательные резервы. Активность экономических агентов также заметно упала: в 2015 г. объем эмиссий корпоративных ценных бумаг снизился на 82% (!), а биржевых сделок – на 72,6%. С учетом возможной дефляции в ближайшие месяцы цена доллара может опуститься ниже 19,5 лея. Однако для предпринимателей, жаждущих кредитов, это мало что изменит.

Сначала банки плавно опустят депозитные ставки, а кредитные, пока позволит конкуренция, будут удерживать «высокими». На дорогое кредитование пойдут только те бизнесмены, у которых подошли крайние сроки и у которых  другого пути, как перекредитоваться, просто нет. Этот период недолог и окажется под особым контролем у НБМ, так как он сулит увеличение доли «токсичных» кредитов. При условии, что базисная ставка или, по крайней мере, нормы обязательного резервирования от привлеченных средств (сейчас в валюте 14% и 35% в леях) будут снижены в марте-апреле, на заметное понижение ставок банки пойдут только в июле.

Ставки по ГЦБ также уйдут вниз. Средневзвешенная доходность в 25% за размещение бумаг на 190 дней – хороший «бизнес», но при этом на протяжении года банки не спешили с их приобретением. Объем сделок с ГЦБ за первые месяцы 2016 г. в 20 раз (!) меньше, чем за аналогичный период 2015 г.

Этому может быть несколько причин – часть банков в своих активах уже достигла нормативного потолка по ГЦБ, другие в живом кредитовании и валютных операциях находят большую доходность, и наконец в банках понимают, что в революционное время риски потерь на ГЦБ заметно возрастают. Напомним, что только за последние пять лет внешний долг РМ вырос на $2 млрд. и по итогу 2015 г., по всей видимости, превысит $6,5 млрд. (статистика пока отчиталась только за 9 месяцев 2015 г. – Б&Ф). Это еще не критичная цифра, но сам факт столь бурного роста, конечно, настораживает. Если в прошлом десятилетии РМ могла прожить без внешнего финансирования, и была в состоянии показать свою состоятельность, то сейчас поддержать госбюджет без донорства нереально сложная задача. На этом фоне естественным является и бегство капитала. За девять месяцев 2015 г. только по официальным каналам из страны выведено $104 млн., что на 100% больше аналогичного периода 2014 г.  

Объем валютных резервов НБМ (к началу марта $1,72 млрд.) почти вдвое превышает трехмесячный нормативный порог по импорту (в среднем в месяц РМ импортировала в 2015 г. на сумму $332 млн.). Спасает то, что темпы падения объема импорта (-25%) опережают степень уменьшения резервов (за год  минус $122 млн., или 7,1%), но с новым сезоном ситуация может поменяться – уже сейчас чувствуется дефицит импортных товаров. Почти год как НБМ не покупал валюту на внутреннем рынке ($10 млн. у трех проблемных банков не в счет), а других значимых источников в ближайшие месяцы не предвидится.

Долг отобьют

Как и предполагалось, НБМ вернет себе украденные миллионы, а точнее – свою долю из них в размере 14,2 млрд. леев, и, конечно же, за счет бюджета. Несмотря на громкое заявление о выпуске НБМ специальных бумаг, которые, по идее, должно будет выкупить правительство, технически это будет выглядеть как простой перевод бюджетных денег на счет НБМ. Но ведь бюджет формируют налогоплательщики. При этом НБМ хочет себе компенсировать потери дополнительной процентной ставкой, как минимум, на размер инфляции. С юридической стороны все верно, а с моральной?   

В свою очередь правительство изыскивает возможности пополнить бюджет через налоги, назвав этот процесс красивым словом – «оптимизация». Объем административных взысканий в 2015 г. увеличился на 5%. Бизнес уже негативно отреагировал на предложения министерства финансов, банкиры в раздумье: чего ожидать, если примут закон, которым государству необходимо будет предоставлять любую информацию и выполнить требование по счетам клиентов в досудебном порядке?

Как деятельности банков коснутся изменения системы оценки недвижимости, ведь большая часть кредитов обеспечена именно такими залогами. Напомним, что Минфин предлагает с 2016 г. всем владельцам за собственный счет раз в три года переоценивать недвижимость. Как изменившаяся цена домов и квартир, а она может и уменьшиться, отразится на стоимости кредитной операции? Кто и сколько заплатит специализированным агентствам – клиент или банк? А если клиент в итоге оказался некредитоспособным? И аналогичных вопросов у бухгалтеров и экономистов, да и у простого населения, будет много.  

Инфляция

Судя по выступлению президента НБМ, в вопросе снижения уровня инфляции в текущем году банк рассчитывает на снижение цен на энергоносители и небольшую дефляцию из-за падения производства, доходов и спроса. Проще говоря, население будет не в состоянии приобретать необходимые товары и услуги, и вопрос снижения цен для бизнеса останется актуальным. Прогноз НБМ по инфляции на 2016 г. в 10,2% выглядит вполне реалистичным, а возможно, НБМ еще не раз придется корректировать цифру в сторону уменьшения. Февральская дефляция в 0,5% – только начало, которую в дальнейшем поддержит укрепление лея и ожидаемое падение на международном валютном рынке курса доллара. Все это может иметь место при условии относительной стабильности внутри страны и отсутствии внешних шоков.

Доллар

Если присмотреться к молдавской и американской экономике, то в них можно найти сходства. Похоже на то, что основным бизнесом компаний, приносящих стабильную прибыль, в последнее время становится строительство. Только за последнее время ежемесячное число закладок новых домов в США выросло на 5%, причем основная часть – индивидуальные строения. Это самый высокий показатель с 2008 г. Несмотря на то, что руководство страны этот факт выдает за успех, экономисты понимают, что рынок от свободных денег продолжает перегреваться, и этому есть предел. Как и в Молдове, недвижимость становится защитной гаванью сбережений. Вот что действительно позитивно, так это рост числа рабочих мест, который в реальности определяется по сокращению заявок на пособие по безработице. В целом ослабление доллара в последнее время обусловлено плохой статистической отчетностью, которая недотягивала до ожиданий рынка.

Время раздавать деньги

Наибольшую тревогу вызывает снижение потребительских цен, и это касается всех сильных экономик мира. В США по итогам 2015 г. она в 2,5 раза меньше целевого уровня Федерального резерва. Бывший председатель ФРС, Бен Бернанке, настаивает на том, что Центробанку все же придется сохранить низкую ставку или в итоге даже прибегнуть к отрицательной базисной ставке в случае очередного глубокого спада: «Полагаю, что снижение ставки – это следующий шаг, который предпримет ФРС, если того потребуют обстоятельства». Но большинство аналитиков все же склонны к тому, что в 2016 г. ФРС продолжит политику повышения ставок, для этого в преддверии выборов будут и политические мотивы.

То, что Европейский Центробанк обнулит базисные ставки, а по депозитам уйдет в минус, было очевидно. Но месяцем ранее четыре страны в Европе ввели у себя отрицательные ставки, еще две подошли к ним вплотную. В банке Англии ставка всего 0,5%. Швейцарский франк, датская и шведская кроны слишком быстро укреплялись против евро, поэтому центробанки соответствующих стран были вынуждены понизить ставки, чтобы лишить свои валюты привлекательности в глазах инвесторов.  Население Германии, чтоб хоть как-то сохранить сбережения, покупает облигации со сроком погашения более семи лет. Около 29% всех европейских облигаций теперь приносят отрицательный доход. В Японии отрицательный процент зафиксирован уже и по корпоративным облигациям.  

Удивительно, но сразу после объявления ЕЦБ о снижении ставок курс евро резко вырос. Из-за неопределенности с долларом инвесторы перекладывают активы в евро. Их не смущают слабость европейских банков, миграционный кризис и очевидное намерение ЕЦБ продолжить стимулирование. Это лишний раз доказывает, что в мире нет надежного убежища для капитала, все относительно и временно. Насколько быстро пройдет интерес к европейской валюте? Очень быстро, и европейские банки к этому уже готовятся. Курс евро к доллару в 1,1 – это долгосрочный тренд, даже с технической точки зрения.

Если коротко о китайской экономике – «армагеддона» нет и не будет. Да, сейчас в Поднебесной период охлаждения (по итогам 2015 г. 7%, а с 2002-2008 г. – по 12%), но рост есть, и он в три-четыре раза выше экономик многих развитых стран, тех же США (2,2%) или Сингапура (3%). Это вполне естественно, что Китай приходит в нормальное состояние. Сам процесс искусственной девальвации китайской валюты ничем не хуже или лучше, чем в Японии или любой другой стране, где хотят поддержать производство и экспорт. А крики о «нечестной» игре спекулянтов на фондовых рынках – от бессилия что-либо предпринять и больших потерь.

В целом в мире наблюдается аномальная дивергенция – на фоне снижения реакции даже на серьезные политические моменты, финансовый рынок все дальше отходит от реальной экономики. Еще вчера основополагающие процессы вместо вполне логичного плюса сейчас принимают отрицательное значение.  

Наверное, стоить принять совет старшего экономиста консультативного совета администрации президента США, председателя Roubini Global Economics Нуриэля Рубини: «Добро пожаловать в новую реальность вялого роста, инфляции, нетрадиционных монетарных политик. Располагайтесь и чувствуйте себя, как дома, мы здесь, судя по всему, застряли надолго».■

 

Комментарии [4]

Прокомментировать
  • 30.03.2016 18:33:42 Rebeca
    Cine suntati ca scrieti asa profund?
  • 20.01.2017 13:42:27
  • 30.05.2018 06:12:12
  • 23.11.2018 08:39:38

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
14
Всего визитов на сайт:
2522957
Уникальных посетителей:
5359301
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro