Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Рост экономики видят только чиновники

Владимир СИДОРЕНКО | Судите сами

Анатол Видрашку в издательском деле без малого сорок лет (в бизнесе – четверть века). Созданное и возглавляемое им предприятие «Литера» является первым частным издательством в Молдове. А открытый им пятнадцать лет назад в Румынии издательский дом с аналогичным названием сегодня и вовсе является лидером отрасли в этой стране (четвертый год подряд держит пальму первенства по количеству выпускаемых книг и по продажам среди более чем 4 тыс. издательств). Что не может не вызывать уважение хотя бы потому, что мало кому из уроженцев Молдовы удалось столь успешно вести бизнес за рубежом.

Журналист по образованию, Видрашку общения с прессой не избегает, но, одновременно, и не стремится к бизнес-публичности, поскольку полагает, что лучшей характеристикой возглавляемого им предпринимательского дела являются достижения, а не разглагольствования о них. Экономические обозреватели, видя, что он не горит желанием рассуждать на бизнес-темы, в свою очередь, также не спешат одолевать его вопросами (есть собеседники посговорчивее). И напрасно.

Собеседник Видрашку – интересный, а суждения о нашей местечковой экономической и политической действительности и вовсе занимательны. Впрочем, судите сами.

Б&Ф: Господин Видрашку, Вы солидарны с заявлением премьер-министра Юрие Лянкэ о том, что за последние четыре года рост экономики в Молдове превзошел ожидания как внутренних, так и внешних наблюдателей?

А.В.:
Ему виднее. Мне не хотелось бы давать оценку нынешним молдавским статистическим выкладкам словами из старого советского анекдота. Но если верно то, что передали недавно по телевидению, что на одного работающего приходится по одному пенсионеру, то это означает крах для любой экономики, тем более для нашей. Рост экономики видят только чиновники. Как простой смертный я даже чахлых ростков экономического роста за этот период не заметил.

Б&Ф: А как предприниматель?

А.В.:
Тем более. Бизнес как таковой в Молдове находится в коматозном состоянии. Купи-продай - это тоже бизнес, и немаловажный, но он не может быть основным для жизнеспособного государства. Причин, которые привели к этому состоянию, много. Главная из них – это исход активного трудового населения из Молдовы.

Если кто-то из иностранных инвесторов или местных предпринимателей сегодня и желает создать что-то более-менее масштабное в Молдове, то не с кем это претворять в жизнь. Трудовых ресурсов не то что недостает, их просто нет. Я уже не говорю о том, что для претворения в жизнь современных бизнес-проектов необходимы не просто рабочие руки, а квалифицированные специалисты.

Первоначально, отправляясь на заработки, наши соотечественники думали, что это их временный трудовой удел, но затем многие из них обросли там корнями и вывезли на чужбину уже и детей. В деревнях остаются в основном доживать свой горький век старики, которым еще сохранившееся в городах трудовое население в будущем не сможет обеспечить получение даже нынешних мизерных пенсий.

Б&Ф: Вам-то чего печалиться? «Литера» –издательство востребованное. Разве может испытывать нехватку квалифицированных специалистов предприятие, у которого средняя зарплата, например художника – оператора, колеблется в пределах от 800 до 1200 евро в месяц?

А.В.:
Может, и испытывает. Получать такие зарплаты много желающих, но для этого нужны специальные знания, талант и вкус, а таких специалистов в Молдове почти не осталось. Работают последние могикане, в основном пенсионеры. Это высокопрофессиональные книжники, которые в свое время учились в специальных полиграфических вузах Советского Союза. В Румынии дизайнеров и художественных редакторов такого уровня меньше, и поэтому молдавское издательство «Литера» пока что востребовано.

Б&Ф: На протяжении всей мировой буржуазной практики люди мигрировали из страны в страну в поисках лучшей материальной и профессиональной доли. И если это так, то в чем виноваты молдавские власти в нынешнем людском исходе?

А.В.:
Молдова не способна существовать как самостоятельное государство. Это наглядно демонстрируют более двух десятков лет нашей независимости. И в дальнейшем нас не ожидает ничего хорошего. Молдове давно следовало примкнуть к Румынии. Да, это не самое богатое государство, но именно оно духовно, исторически роднее всего для нас.

Конечно, сегодня в Румынии не самая благоприятная экономическая ситуация. Но всеравно она меняется к лучшему значительно быстрее, чем  Молдова. Более двадцати миллионов румын живут в стране, имеющей прочные государственные устои и традиции.

Б&Ф: В одном из интервью нынешний депутат Парламента Республики Молдова Михай Годя заявил о том, что под коммунистическим правлением вести предпринимательское дело в Молдове было легче, проще и понятнее. Был всего один стол, куда следовало класть определенную сумму денег. Сейчас таких столов поставили, как минимум, три. И на каждом должна быть равная стопка банкнот. Вы разделяете мнение господина Годи о том, что при прежней власти молдавскому бизнесу жилось легче?

А.В.:
Неужели?! Я что-то этого не заметил. С каких пор при диктатуре легче живется?! Дать на лапу одному или делить ту же сумму на троих - какая разница? Если так рассуждать, то еще лучше жилось во времена почившего в бозе Советского Союза.
Тогдашние местные правители боялись того, что об их темных делишках станет известно на самом верху, и тогда им было несдобровать.

У нынешних политиков и чиновников такой боязни нет. Потому они творили и творят, что хотят.

В нашей большой деревне под названием Молдова почти все, тем или иным образом, связаны между собой родственными, кумнатскими, нанашскими и дружественными обязательствами или отношениями. Помимо этих связей, при смешных зарплатах, присутствует еще и стойкое желание использовать государственную должность для личного обогащения. И довольно многие преуспели в этом. Так что навести правовой порядок в Молдове очень сложно. Если это вообще самостоятельно возможно…

Б&Ф: В Румынии политики или чиновники разве иные?

А.В.:
Значительных отличий между тамошними политиками и чиновниками и нашими – нет. Поскольку мы одной крови и балканских нравов. Но правопорядка там все равно больше. Уже начали сажать в тюрьмы министров, депутатов, судей, не говоря о мелких функционерах…

Б&Ф: Не следует ли для наведения законодательного порядка в нашем Отечестве пригласить на руководящие должности иностранцев, например, немцев или скандинавов? Как Вам такая идея?

А.В.:
Интересная. Но замечу, что она отнюдь не нова. В истории Румынии уже имелся аналогичный прецедент, когда из-за невозможности преодолеть боярские междоусобицы на трон предложили взойти германцу, который, кстати, за период своего долгого правления навел в стране порядок и обеспечил ее процветание в дальнейшем.

Б&Ф: Почему при издании своих книг «Литера» редко прибегает к услугам молдавских полиграфических предприятий?

А.В.:
Они еще не доросли до уровня европейских типографий, хотя и модернизовали свое производство. Но дело не только в замене устаревшей техники - руки у местных печатников, увы, не те.

Книга, выпущенная у нас, и она же, отпечатанная на том же оборудовании, например, в Италии или Германии, как говорят в Одессе – это две большие разницы. При том что деньги, запрашиваемые, нашими типографиями, иногда на 25–30% выше расценок, практикуемых зарубежными, особенно китайскими типографиями.

Б&Ф: Из общего объема изданий румынской «Литеры», какой процент из них печатается в Румынии?


А.В.:
Менее десятой части.

Б&Ф: Выходит, что бухаресткая «Литера», печатая свои книги за границей, прямым образом поддерживает экономики этих стран, и в первую очередь Китая. Как на это реагируют румынские власти?

А.В.:
Цивилизованно. Они полагают, что качество полиграфической продукции, выпущенной на румынском языке, важнее квасного патриотизма, тем более что налоги, полученные от осуществления своей предпринимательской деятельности, «Литера» исправно уплачивает в Румынии.

Большую часть нашей продукции мы выпускаем совместно с издательствами других стран. И те, передавая нам права на переиздания книг, ставят ряд условий, одно из которых - печатать их в типографиях, которые они нам укажут. А они как раз находятся в Китае. Поднебесная таким образом поставила на колени полиграфическую промышленность многих европейских стран и США.

Издатели умеют считать деньги, и при всем патриотизме печатают там, где дешевле при приемлемом качестве.

Б&Ф: Вы редко, но издаете книги с произведениями местных писателей. Малыми тиражами – 2-3 тысячи экземпляров. В советские времена они издавались иногда тиражами на порядок больше. Но в конце 80-х и начале 90–х годов прошлого столетия именно писатели находились в авангарде борьбы за освобождение от советского коммунистического ига. Выходит, что они, сами того не осознавая, подпилили материальный сук, на котором сидели?

А.В.:
Материально они, действительно, оказались в незавидном положении. Советская власть платила писателям за лояльность гонорарами, отдыхом в домах творчества, путешествиями за кордон, другими поблажками. Мало кто из них мог устоять перед соблазнами. Тем более что и кара за бунтарство была очень жесткой. Но с моральной точки зрения, они выполнили свою историческую миссию.
Нынешниех властей их лояльность не интересует. Впрочем, во все времена революции пожирали своих героев…

Б&Ф: Вы являетесь сторонником объединения Молдовы и Румынии, хотя многие из Ваших активных сподвижников сокрушаются о том, что, к сожалению, уже пройдена так называемая точка возврата. Объединяться, по их мнению, следовало в начале 90–х годов. И сожалеют о том, что удобный исторический момент был безвозвратно упущен. Вы разделяете их точку зрения?

А.В.:
Я у бежден, что воссоединение двух нынешних румынских государтсв неизбежно хотя бы потому, что Республика Молдова как государство недееспособно. В нем не работают ни юридические, ни экономические, ни нравственные законы. Страна давно живет по кумнатским понятиям. А без соблюдения законов всеми от мала до велика, о какой государственности может идти речь? Ведь это основа основ.

И не надо забывать, что такой маленькой стране, находясь на стыке двух империй (а Европейский союз - это не что иное, как новый вид империи, правда, объединенный ненасильственным путем, а в силу жизненной необходимости, для противостояния гегемонизму крупных держав), невозможно остаться нейтральной. Молдова далеко не Швейцария.

Что же касается слияния двух стран в одно государство в 90-е годы, то в этот период уровень жизни в Советской Молдавии был выше. И если бы воссоединение произошло тогда, то первоначально, на бытовом уровне, молдаване почувствовали бы ухудшение их личного материального благосостояния.

Сейчас, наоборот, за Прутом живется лучше. И если воссоединение, например, случится сегодня, для нивелировки разницы в уровне жизни уже запрутским румынам придется поступиться частью своего достатка.

Кроме того, значительная часть нынешней молдавской политической верхушки, на словах поддерживающей идею слияния двух государств, на деле – против. Здесь им высокие должности, богатство и почести. А в объединенном государстве за лихие аферы может светить тюрьма.

И все-таки, повторюсь, исторически воссоединение двух румынских государств неизбежно. И чем быстрее это произойдет, тем лучше и безболезненее для нас всех.

В мире почти не осталось народов, разъединенных не по своей воле. Среди них Молдова – отторженная кровоточащая часть Румынии. Чтобы организм функционировал, части должны срастись.

Б&Ф: И кто же станет таким микрохирургом?

А.В.:
Время и благоприятное стечение обстоятельств.■

 

Комментарии [57]

Прокомментировать
  • 24.02.2014 13:37:40 Георгий
    У человека бизнес за рубежом, он говорит свободно и не боится сказать правду. Я согласен, что никакого роста и улучшения ситуации - НЕТ!!!
  • 24.02.2014 13:38:31 Виктор
    Завидная биография и судьба у этого человека, молодец!
  • 24.02.2014 13:41:03 Галина
    Сыновья - красавцы, молодец что есть кому передать свое дело...
  • 24.02.2014 13:44:17 Ксенофонд
    Можно сказать, что господин Видрашку сумел построить целую империю. Ну как ему не завидовать, браво. значит можно что-то созидать даже в Молдове нашей?
  • 25.02.2014 09:08:06 Архип
    Сам Илиеску его книги читает, здорово, молодец бессарабский румын.
  • 25.02.2014 10:21:29 Ilies
    Ce familia are Frumoasa dl Vidrascu! Bravo, ai dovedit se rezolva tot...
  • 25.02.2014 10:23:05 Victoria
    Dl Vidrascu este om reusit, bravo lui!!!
  • 25.02.2014 10:30:23 Антон
    Молодец, Видрашку! Смело и правдиво.
  • 25.02.2014 11:42:53 Корина
    Сразу видно, что это - счастливый отец и дед...
  • 25.02.2014 11:44:39 Станислав
    Конечно, все активы перевел в Румынию, и теперь он большой герой и успешный бизнесмен, а что делать нам здесь, в Молдове, когда нет заказов, а те, что есть, их клиенты на ладан дышат?
  • 25.02.2014 11:47:41 Бориславль
    Видно, что у человека есть положение и вес в бизнесе, раз он может позволить себе такие откровения... Под всем сказанным можно смело и легко подписаться...
  • 25.02.2014 16:04:01 Архип
    Можно только позавидовать белой завистью, что этот человек так сумел все организовать и развивать, и что рядом с ним в этом деле его дети и даже внуки, молодец, Видрашку, можно сказать, что ему чертовски повезло.
  • 25.02.2014 16:12:10 Александр
    Он сделал правильные инвестиции, а главное, вовремя!!!
  • 25.02.2014 19:30:26 stiven
    Corect, unica solitie - INIREA cu patria mama Rominia!!!
  • 25.02.2014 19:32:31 Nazarie
    Vidrascu are dreptate - noi toti aci in Basarabia suntem romini!
  • 25.02.2014 19:39:55 Лидия
    "Литера" - это образец грамотного ведения бизнеса, не любой ценой, а с умом.
  • 26.02.2014 09:09:40 Alexei
    Sunt de acord cu dl Vidrascu - UNIREA este unica solutie pentru noi - basarabeni...
  • 26.02.2014 16:35:48 Антонио
    Считаю, что в Совета по экономическим вопросам при премьер-министре Лянкэ должен находиться такой как Видрашку, у которого опыт, а главное, - успешный и завидный результат в бизнесе. Все его активы созданы им собственноручно, а не свалились ему на голову откуда-то.
  • 26.02.2014 16:41:10 Елена
    Молодец, хорошо сказал про СССР, просто и ясно, а главное, ДОСТУПНО!!!
  • 27.02.2014 12:15:46 Targhet
    Ponimaiu, cito mnoghim ne ponravilosi cito scazal Vidrascu, no eto PRAVDA!!!
  • 27.02.2014 12:20:12 Фрося
    Молодец Видрашку, молдавский полиграфический бизнес и его бизнес в Румынии, это, как говорят в Одессе. две большие разницы.
  • 27.02.2014 12:22:07 Здэнек
    Можно сказать, что Видрашку - человек и предприниматель, у которого все в ажуре, как в личной и семейном плане, так и по линии бизнеса и инвестиций.
  • 27.02.2014 12:34:34 Grey
    Присоединяться к Румынии лишь потому что она больше, - заблуждение. Примеров вокруг предостаточно. Для Молдовы, кроме законодательного порядка нужна востребованная экономическая тема. Полиграфия, могла бы быть одной из них. А Видрашку если бы хотел, даже из патриотических соображений, взял бы да и поспособствовал этому.
  • 27.02.2014 13:05:38 Оксана
    Согласна с Видрашку, всегда революции пожирали своих герое и последний пример этому в Киеве...
  • 27.02.2014 13:08:22 Стежар
    "Значительная часть нынешней молдавской политической верхушки, на словах поддерживающей идею слияния двух государств, на деле – против. Здесь им высокие должности, богатство и почести. А в объединенном государстве за лихие аферы может светить тюрьма"!!! Вам орден нужно вручить за столь смелые и правдивые мысли и слова. Браво, поражаюсь вашими глубокими откровениями.
  • 27.02.2014 13:59:59 Даниил
    Много слышал про этого человека, знал, что он из Молдовы, а тут вот такой материал - настоящая вкуснятинка, спасибо редакции и госпоидну Видрашку...
  • 27.02.2014 14:02:45 Стэникэ
    Радостно осознавать, что есть такие успешные люди и предприниматели даже в это сложное время...
  • 27.02.2014 14:21:43 Вика
    Спасибо Видрашку за диагноз, согласна с его заключением: "Бизнес в Молдове находится в коматозном состоянии". И кто его сможет вывести из этого опасного состояния, я просто ума не приложу.
  • 27.02.2014 17:20:29 Виктор
    "Я убежден, что воссоединение двух нынешних румынских государств неизбежно хотя бы потому, что Республика Молдова как государство недееспособно". Ну скажите, кто сегодня вот так смело, просто и верно может сказать истину, не боясь, не лукавя, согласен, только человек с хребтом и жизненной позицией.
  • 28.02.2014 19:16:22 Паулина
    Спасибо изданию за откровенный разговор с господином Видрашку, он глубоко меня зацепил, я теперь больше понимаю проблему объединения и даже где-то соглашаюсь с тем, что УНИРЯ - это выход из вечных наших бессарабских проблем!!!
  • 28.02.2014 19:18:26 Цикорий
    Хороший заголовок - рост видят только те, кому он нужен больше всего, чтобы пудрить нам и дальше мозги. Видрашку обнажил сущность всего происходящего с нами за 22 года, спасибо ему за откровения.
  • 01.03.2014 13:15:09 Emanuil
    Eu tot socot ca inirea RM cu Rominia este cea mai buna solutia numai daca rominii mai vor pe noi...
  • 01.03.2014 13:19:29 Vica
    Mojet biti sam Iliescu v dole s Vidrascu?
  • 01.03.2014 13:21:40 Алекс
    Снимаю шляпу и перед интервьюируемым и перед журналистом, потому что все правдиво, актуально и глубоко...
  • 02.03.2014 12:13:51 Сенека
    Я согласен, что он вовремя подсуетился и делал дело вместе с Илиеску. который позволил бизнесу Видрашку набрать такого динамизма, что он до сих пор в фаворе...
  • 02.03.2014 12:15:07 Андрея
    Такому человеку, даже совершенно его не зная, но видя эти фотографии, читая его смелые и справедливые откровения, можно позавидовать, правда, белой, а не черной завистью!!! Вы большая умница господин Видрашку!
  • 02.03.2014 17:26:54 Nazar
    Interesant, multe chesta pentru multi oameni tot interesant. Multumesc!!!
  • 02.03.2014 17:28:28 Ganusea
    Toje scitaiu, cito gospodin Vidrasku sceastlivii celovek, muj, otet i ded.
  • 04.03.2014 18:42:51 Сигизмунд
    Считаю, что статья во многом полезная, а главное, отрезвляющая, дающая понять, что не стоит упираться объединению с Румынией, это наше спасение...
  • 04.03.2014 18:44:19 Викинг
    Молдова не способна существовать как самостоятельное государство - правильно и смело. Молодец, господин Видрашку.
  • 04.03.2014 18:47:12 Варяг
    " Молдова – отторженная кровоточащая часть Румынии. Чтобы организм функционировал, части должны срастись". Считаю, что под этим готовы подписаться 85% граждан Молдовы, а потом сделать УНИРЮ и баста!!!
  • 05.03.2014 13:31:03 Ангелина
    Неужели это возможно, ведь судя по ситуации в Крыму, это в 21 веке неосуществимо. Буковину Украина также не отдаст как и Крым!!!
  • 05.03.2014 19:31:32 Вероника
    Все сторонники объединения РМ с Румынией говорят, что Россия правильно посягает на Крым, законно! Вт в этом-то они мне нравятся, молодцы, все по справедливости.
  • 07.03.2014 08:22:14 Senecs
    idrascu este bravo, el tot timpu sa veda la 10 ani nainte altii...
  • 08.03.2014 12:27:07 Данилец
    УНИРЯ - это мечта, которой не дано скоро сбыться, вряд ли господин Видрашку, при моем уважении к нему, дождется слияния РМ и Румынии в судорожном экстазе от счастья...
  • 10.03.2014 09:08:31 Юля
    А сможет ли нас Румыния защитить, если к нам военные из России десантируются?
  • 10.03.2014 18:41:41 Федор Иванович
    Это уважаемый бизнесмен говорит про вещи, актуальность которых отошла как минимум на 30-50 лет, зачем он это делает, если поддержка объединения населением не АКТУАЛЬНА?
  • 11.03.2014 08:45:10 Родик
    Унионисты пусть себя видят сны и не более того.
  • 11.03.2014 08:47:49 Ольга
    Считаю, что Видрашку - настоящий пример для подражания, его головокружительная карьера успешного бизнесмена подкупает и заражает в хорошем смысле этого слова.
  • 12.03.2014 09:05:15 Федул
    Все правильно говорит Видрашку, но пока что мечта эта несбыточная!!! Хотя, после того, что происходит в Крыму, Румыния точно также может поставить свою лапу на Молдову.
  • 13.03.2014 09:02:20 Есаул
    Он хочет унири, но сам уже давно сидит в Румынии, что же он так нам всем здесь, в Молдове, добра желает? :
  • 17.03.2014 09:00:00 Стивен
    Просто сейчас тренд про унирю не модный, все сейчс САМОЧСТИЙНЫЕ и НЕЗАЛЕЖНЫЕ!!! Правда, лишь до тех пор, пока на них не нашелся свой Путин.
  • 28.03.2014 16:47:05
  • 04.04.2015 11:38:34
  • 14.10.2015 17:11:34
  • 19.03.2017 04:47:06
  • 02.04.2017 09:08:14 Людмила
    2.04.2017 - С днем рождения! Мира душевного, счастья бескрайнего, белых гвоздик аромата пряного...

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
25
Всего визитов на сайт:
2523205
Уникальных посетителей:
5360116
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro