Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

НБП-2017: плюсы и минусы

Владимир ПОПОВ | Налоги & Политика

Ведущий эксперт Института развития и социальных инициатив IDIS Viitorul, бывший председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслав ИОНИЦЭ в интервью журналу Б&Ф прокомментировал бюджетно-налоговую политику (БНП) на 2017 г., отметив ее положительные и отрицательные стороны.

Доверие общества к власти сейчас самое низкое за последние 16 лет, ей склонны доверять 5% граждан РМ. Такое отношение к тем, кто управляет страной – не вина нынешнего премьер-министра Павла Филипа. Он возглавил исполнительную власть при наличии негативного контекста. Кроме того, были полностью разрушены связи с международными финансовыми организациями. В этих условиях глава правительства (при полном отсутствии доверия как внутри страны, так и за ее пределами), при жесткой экономической ситуации, при наличии тарифного прессинга, урезании бюджета, обязан был возобновить партнерство с внешними донорами, в первую очередь – с МВФ.


Лично я считал это почти невозможным. Не потому, что Филип как менеджер был на это не способен, а потому, что очень высокой казалась политическая цена вопроса. Но, к счастью, задача оказалась решенной. Филип не просто примерил на себя костюм «технического премьера», а стал таковым в реальности. Полагаю, что он в Молдове – первый глава исполнительной власти, не являющийся политической фигурой. Премьер ставит решение конкретных задач выше, чем получение политических дивидендов по их результатам. Если вспомнить бывших премьеров, то всем им была присуща такая черта, как нарциссизм, или самолюбование, возведенное в высочайшую степень. Всякое свое действие бывшие премьеры проверяли по принципу: «А какой рейтинг от этого у меня будет завтра?». И это нередко губило самые благие начинания. Сегодня могу констатировать, что в РМ действует премьер, преодолевший традиционный шаблон и решающий конкретные проблемы государства, что и позволило ему удержать ситуацию под контролем.

В политике 2017 г. нет радикальных мер, которых многие ожидали. Достаточно вспомнить, что происходило в РМ двумя годами раньше. БНП была унаследована от правительства Юрие Лянкэ. Если характеризовать документ без экивоков, то это политика в условиях полной изоляции по типу Северной Кореи. Философия правительства – мы в осажденной крепости, что можно воспринимать не иначе, как полное безумие. Но у команды Филипа были принципиально иные взгляды на положение вещей в стране. Из БНП исчезли некоторые позиции, но в целом ее можно считать вполне жизнеспособной.

Акцизы на сигареты

Акцизы к 2009 г. в РМ были самые низкие в мире. На прилавках имелись табачные изделия за два лея пачка. Для понимания того, что произошло за истекшее время, скажу, что сейчас минимальный акциз на сигареты составляет девять леев. И он не может быть меньше. Что сделали в БНП-2017? Ранее в РМ в акцизах на сигареты был очень маленький удельный вес фиксированной ставки, а была удельная ставка. Потому были крайне низкие цены на сигареты. Евросоюз (ЕС) и Международная организация здравоохранения требуют, чтобы фиксированная ставка была максимальной. Почему? Чтобы на рынке отсутствовали дешевые и, как правило, низкокачественные сигареты. Теперь априори самые доступные сигареты будут обходиться в 11 леев за пачку.

Правительство заявляет (и это впервые), что оно в состоянии утверждать акцизы один раз в три года. Поэтому для предпринимателей РМ, действующих в этом сегменте, становится ясно, как вести себя на перспективу. В то же время надо понимать, что акцизы в республике будут расти с учетом требований ЕС. Пока же в стране акцизы не слишком высокие, имеет место контрабанда табачных изделий из Украины в Румынию транзитом через Молдову. Если ставки будут резко подняты, то есть риск, что часть контрабанды останется здесь. Необходимо следить за тем, чтобы повышение акцизов позволяло их администрировать, и при этом надо тщательно следить, чтобы на отечественном рынке табака не было контрабанды и контрафактных табачных изделий. Не стоит забывать, что у нас есть Приднестровье, где, по сообщениям СМИ, наличествует незаконное производство сигарет. Все это предпринимается с той целью, чтобы и легальный рынок табака не умер, и курильщики как потребители получили легальный товар, а казна – налоги.

Акцизы на ГСМ

Правительству в этой сфере не хватает смелости и куража, из-за чего акцизы на нефтепродукты только индексируются на 9%. А их надо повышать. И вот почему. По задумке властей, акцизы от нефтепродуктов должны были быть использованы на 80% Дорожным фондом. Цель – содержание в надлежащем порядке дорог. Но сегодня в соседних странах, Украине и Румынии, акцизы выше. К примеру, в Румынии они выше почти в три раза. Там прибегли еще и к временному дополнительному акцизу. И у них, как и у нас, средства идут исключительно на дороги.

В РМ в 2016 г. это было впервые не так. Причина? Почти весь год правительство вынуждено было жестко экономить. Потому нельзя бюджет этого года рассматривать как нормальный. Во многом он был стрессовый и кризисный. Нужно соблюдение лишь ряда параметров – акцизы на ГСМ должны использоваться только на дороги. И при этом их величина должна быть сопоставима с тем, как этот вопрос решается в  соседних странах.

Акцизы на автомобили

У нас власти, к сожалению, никак не хотят признать ущербность налоговой политики при продаже автомобилей. Она демонстративно дискриминационна. Правильней было бы облагать продажу машин налогом на добавленную стоимость (НДС). У нас же действует акциз. В чем разница? В страшной диспропорции, когда покупатель недорогой единицы транспортного средства платит в 10 раз больше, чем тот, кто приобретает престижный и дорогой автомобиль. У нас давно дискутируется эта тема, много сказано о необходимости перехода, но все время руки до этого не доходят. Не исключаю, что эту ситуацию определенные силы лоббируют. Раньше этого активно не хотели салоны новых автомобилей, которые платят в бюджет гораздо меньше, чем те частники, что пригоняют сами автомобили из-за рубежа. Но теперь есть и сети, которые готовы платить НДС, потому как есть разные ценовые сегменты транспорта. Есть автосалоны, продающие машины по 10 тыс. евро, но есть и те, кто отпускает их от 30 тыс. евро и выше. Если брать один вид машин, то покупатель платит в казну акциз в 1700 евро. Сегодня есть импортеры новых машин, которые согласны с тем, что существующая система налогообложения транспортных средств ущербна.

Министерство экономики пока сохраняет существующее положение дел, хотя и внедрен ряд новаций. Первый момент – это переход на оплату с евро на молдавские леи. Да, появляется определенный валютный риск. Он одинаков и для транспортников, и для правительства. При этом полагаю, что пропорцию риска можно рассчитать, как 20% – для первых и 80% – для вторых. Есть вероятность того, что молдавский лей укрепится, но много больше вероятности, что это скорее произойдет с евро или долларом США. Если бы два года назад правительство перешло на расчет акциза на автомобили в леях, то потеряло бы только по этой позиции 150 млн. леев в год. И в этом смысле правительство в БНП на 2017 г. пошло навстречу отечественному бизнесу, взяв на себя риски. Однако выяснилось, что часть предпринимателей против такого шага. Я думаю, что эти вещи надо просто более широко объяснять.

Второй важный момент. В 2017 г. государство не будет повышать акцизы на машины. Называлось это по-разному: индексация или повышение – не суть важно, сегодня этот процесс заморожен. Причина в том, что четыре года назад был резко повышен акциз на автомобили с разными объемами двигателей. Этот рынок просто исчез. Потому сегодня снижается акциз на автомобили с большим объемом двигателя на 45%. В университете я усвоил аксиому, что «большой налог способен привести к его потере». На этом примере правительство доказало, что эта аксиома ему знакома. Рассчитывая на 50 млн. леев налогов в бюджет, они почти ничего не получили. Поэтому в 2017 г., если вы соберетесь купить автомобиль с большим объемом двигателя, то сможете сэкономить от 3,6 тыс. евро и выше.

Налог на доход

Индексация в 5% личного освобождения с 10 128 до 10 620 леев не является социально справедливой. Правительство индексирует акцизы на нефтепродукты в 2017 г. на 9%, считая, что этого будет достаточно. А когда хотят дать что-то в виде налогового послабления населению, то предлагают лишь 5%. Парадокс! Предпринимательские ассоциации при обсуждении БНП пришли с нереальным предложением – сделать минимальной необлагаемой суммой 20 тыс. леев. Правительство отказалось. Мне кажется, что разумно говорить о налоговой поблажке в размере 9%, что не представляется большой величиной. Предположительно бюджет недополучит 25 млн. леев поступлений от этого вида налога. Это на уровне статистической погрешности в 3-4%. Нужно повысить порог необлагаемой налогом суммы до 11 тыс. леев. И это вполне реально и осуществимо, а главное, не надо менять цифры в государственном бюджете.

Дорожный сбор

В 2010 г. с международными партнерами РМ по развитию властями была достигнута договоренность, что дороги – приоритет правительства. Всемирный банк, Евросоюз, США и другие страны решили нам помочь в деле развития инфраструктуры дорог, обязав их содержать в надлежащем виде. Иначе говоря, зачем стране давать деньги на строительство автобанов, если через два-три года их разобьют автомобилисты, потому что не будет должных ремонтных работ? А для содержания дорог необходимо тратить хотя бы 1,6% ВВП, что составляет примерно 1,6 млрд. леев.

Для изыскания этой суммы было два пути. Первый – дорожный сбор с владельцев автомобилей. Второй – акцизы. Но министерство финансов решило повысить финансовую состоятельность местных органов власти. Способ – перевод дорожного сбора в налог на имущество. То есть если интерпретировать понятие «автомобиль» не как объект, который позволяет быстрее передвигаться по дорогам, а как имущество, то этот налог на имущество переходит местной власти. То есть аннулируется дорожной сбор и заменяется другим налогом. Но здесь возникает этическая проблема. Любой автомобилист скажет: «Друзья, раньше я платил дорожный сбор и знал, что, как минимум, в приличном состоянии будут дороги, а что теперь? За что я сегодня плачу?».

В институте IDIS Viitorul прошла встреча с представителями всех заинтересованных сторон в этом вопросе, которые решили, что этот налог и далее называется «дорожным сбором». Населенные пункты РМ разные по количеству автомобилей. Часть местных администраций получила бы намного больше денег, а другие, наоборот, мало бы получили от этого налога. Скажем, есть разница между районами Басарабяска и Анений Ной. Эксперты министерства транспорта признались, что раньше деньги шли городам и селам по политическим предпочтениям.

«Пусть теперь половина дорожного сбора идет власти на местах. Она решит, куда его направить. Первое – будем давать эту половину не по числу машин, а по количеству населения, чтобы это распределение было более или менее справедливым. И второе – вложение должно быть только в дороги». Поэтому деньги должны идти местным органам власти, но идти они должны строго в одном направлении – на дороги. Можно назвать такое решением соломоновым. В Молдове почти 11 тыс. км дорог, но большая часть из них местные. Поэтому власти в селах и городах должны поддерживать их на должном уровне. Во Франции это называется доходом с «жестким назначением».

Налог на имущество.

Правительство справедливо полагает, что поступления от налога на имущество в стране мизерны – 200-300 млн. леев. Напомню, что в ряде стран этот налог считается одним из основных. Почему этого не происходит у нас? В Молдове не проведена реальная оценка стоимости недвижимости. Только в городах она была проведена не менее 10-15 лет назад. Все владельцы недвижимости понимают, что за это время цена изменилась. Почему до сих пор правительство не решило эту проблему? Ответ лежит на поверхности. На эти задачи нужно выделять деньги, порядка 50 млн. леев. Правительство вроде бы заинтересовано, но с другой стороны – не очень. Фокус здесь заключается в том, что оценку недвижимости финансирует центральная власть, а доходы при оплате налога на недвижимость получает местная власть.

Я считаю, что в законодательстве должно быть четко прописано, что оценка недвижимости проводится, например, раз в 20-50 лет, что будет считаться понятной и обоснованной нормой. Переоценка должна быть проведена в зависимости от коэффициента. Он вычисляется, исходя из ряда критериев – расположения недвижимости, ее состояния и других моментов. Коэффициент применяется в налоговых целях. Если я не ошибаюсь, то в Германии оценка была произведена почти сто лет назад – в 30-е гг. ХХ века, а все это время действует лишь коэффициент.

Сегодня местные власти упрекают правительство в отказе от переоценки недвижимости, а бюджеты теряют десятки, а то и сотни миллионов леев. В то же время они считают, что сами в состоянии провести эту работу и возвратить затраченные деньги за 24 месяца.

Правительство пока не согласилось с такой инициативой, но думаю, что это нужно делать, чтобы не терять часть доходов. Правительство решило повысить максимальную ставку для недвижимого имущества от 0,3 до 0,4 %, для сельскохозяйственной земли и сооружений – с 0,1 до 0,4%. Это не означает, что налог повысится вчетверо. Это лишь означает, что власти на местах имеют право его повысить, но должны поступать, исходя из целесообразности. Раз они – получатели этих доходов, то путь и политические риски  берут на себя.■

Публикацию подготовил Владимир ПОПОВ

 

Комментарии [5]

Прокомментировать
  • 07.01.2017 20:36:23 Ольга
    Все очень посредственно, включая и саму политику.
  • 07.01.2017 21:40:18
  • 16.03.2017 16:56:21
  • 26.05.2018 08:44:44
  • 10.04.2022 04:01:50

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
10
Всего визитов на сайт:
2521257
Уникальных посетителей:
5353577
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro