Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Поиск украденных денег

Игорь ЛЮБЕК | Поиск & Возврат

Чем дольше мы знаем о краже из банков $1 млрд., тем меньше у нас остается веры и надежд на то, что деньги найдут и вернут в страну, а виновные в их хищении понесут справедливое наказание.

Столь умелый вывод $1 млрд. из трех банков Молдовы стал настоящим потрясением для страны. И неудивительно, что кража получила столь широкую огласку и резонанс за рубежом. Шутка ли сказать, в один момент страна лишилась более 10% годового ВВП. В одночасье молдавские власти заработали нелестные отзывы как со стороны внешних партнеров, так и со стороны собственных граждан. В отсутствие необходимого опыта и технологий правительство и Национальный банк вынуждены были прибегнуть к помощи международных организаций, специализирующихся на расследовании такого рода преступлений и возврате украденных активов.

Первый этап расследования, проведенный детективным агентством Kroll в феврале-апреле 2015 г., в ходе которого была систематизирована информация о транзакциях в проблемных банках, не пролил свет на случившееся. Единственное, что удалось, – связать вывод денег из банков с компаниями предпринимателя Илана Шора. О том, что привело к «краже века» и чего ожидать от второго этапа расследования, рассказал эксперт Базельского института управления Педро ПЕРЕЙРА.

П.П.: Вывод из банков столь огромных сумм денег произошел по причине отсутствия или же поломки одного из механизмов работы и защиты банковской системы. Для расследования необходимо время. Проблема в том, что на данный момент нет четкого уголовного аспекта, а лишь его обрывки. Это как собирать воедино куски бумаги, но не только по Молдове, а по всему миру, чтобы определить, кто преступник и где деньги.
И несмотря на тот факт, что подобных дел в международной практике немного, для выяснения всех деталей уйдет много времени, и граждане должны быть к этому готовы, им не следует питать надежд на скорейшее расследование и возвращение денег в страну.

П.П.: История показывает, что для поиска денег уходит от 5 до 30 лет. Первые подобные дела в мире занимали порядка 25-30 лет. Если рассмотреть «дело Лазаренко» в Украине, то расследование длится уже 15 лет. Конечно, много денег удалось возвратить государству, но, тем не менее, многое еще должно быть возвращено. Длительность процесса заключается и в том, что необходимо постоянно проводить расследование. Население должно понимать, что деньги не удастся вернуть в страну в ближайшее время.

Эксперт объясняет, что для успешного завершения второго этапа расследования существует несколько важных моментов, которые следует четко понимать и представлять. Скажем, есть система международного сотрудничества, и первый этап, который также называется публичным этапом, позволил лишь найти концы, которые необходимо проследить. Вовсе  немаловажны, по мнению Перейры и последующие решения и действия молдавских властей.

П.П.: Кое-что им придется делать самим, в одних ситуациях придется сотрудничать с международными организациями, в других – нанимать определенные компании. Тот факт, что уже есть определенные детали в расследовании, можно расценивать как весьма хорошую новость. Для предварительных результатов второго этапа понадобится еще 12-36 месяцев, так как мы говорим не о простой краже или мошенничестве, а о сложной схеме вывода и утаивания больших сумм денег.

Перейра призвал государственные учреждения Молдовы объединить усилия во имя общей цели, так как для достижения конкретных результатов в процессе расследования необходимо сотрудничество и координация действий как внутри страны, так и за ее пределами.

П.П.: Государство должно работать как единый механизм. Учреждения должны работать согласованно и обмениваться информацией, не забывая о сотрудничестве с международными организациями и компаниями.

Эксперт из института управления Базеля опроверг информацию премьер-министра Валериу Стрельца о том, что вознаграждение консорциума компаний Kroll может составить 60% от возвращенной в страну суммы денег. Несмотря на тот факт, что такая практика используется рядом компаний, гонорары составляют в среднем 25-35%, но никак не 60%.

П.П.:
Компании требуют вознаграждения, так как они несут определенные риски при расследовании и хотят себя как можно максимально от них обезопасить. Наша организация, к слову, не прибегает к такой практике. Мы не компания, а фонд. Мы не берем денег, и оказываем помощь по мере возможности. Мы оказываем техническую помощь. Бывают ситуации, когда мы просим определенную сумму на покрытие таких операционных затрат, как перелеты сотрудников и специалистов, или определенное оборудование.■

 

Комментарии [5]

Прокомментировать
  • 28.10.2015 15:59:27 Pavel
    Nu cred ca macar um million sa intoarce in Moldova.Daniela
  • 29.10.2015 08:38:51 Давид
    Нет практичсеки никаких надежд на возврат украденных денег, есть только политичсекие расправы, которые стоят нескольких миллиардов долларов США, что по сравнению с украденным одним миллиардом для тех, кто решает сегодня свои проьблемы, - НИЧТО!
  • 30.10.2015 08:54:14 Лариса
    А сам этот ваш Любек верит в то. что он здесь пишет, ну как могут вернуться деньги, если их откровенно украли, потратили и уже забыли, что они у них были.
  • 03.11.2015 17:59:44 Павлуша
    Как стремиттельно все развивается в Молдове, что уже никто всерьез не говорит про этих детективов и найдут ли они ворованные деньги.
  • 10.11.2015 08:55:34 Prascovia
    Doamnelor, nu asteptati banii...

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
18
Всего визитов на сайт:
2522736
Уникальных посетителей:
5358345
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro