Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

«Кнут» и «пряник» НБМ

Анна ТРОФИМАШ | Политика & Цель

Прогнозы Национального банка Молдовы (НБМ) уровня инфляции развязывают руки регулятору в плане решений для смягчения денежной политики, призванной сдвинуть с мертвой точки кредитование реального сектора экономики. В текущем году от НБМ можно ожидать действий, призывающих банки к «принудительному кредитованию». Их цель - добиться по банковской системе устойчивого роста финансирования и юридических, а не только физических лиц.

На финише 2019 г. регулятор поделился с участниками рынка оптимистичным настроем. Банк дал понять, какую он собирается проводить политику в 2020 г. Снизив 11 декабря базовую ставку сразу на 2 процентных пункта (п.п.) с 7,5% до 5,5%, регулятор послал сигнал, что его политика будет смягчаться, и это должно  повышать привлекательность кредитов для экономики.

По мнению некоторых экспертов, первые  результаты от этого решения НБМ можно увидеть в начале 2020 г. Тогда можно будет понять, насколько обоснованным является оптимизм НБМ в том, что касается кредитования экономики.

Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ отметил, что в 2013 г. в РМ была самая низкая базовая ставка, составлявшая 3,5%. Фактически это был самый длинный период в 1,8 года, когда базовая ставка оставалась неизменной.
Вячеслав ИОНИЦЭ: В тот период времени деньги на рынке были дешевыми, что способствовало росту  кредитов. Так, в октябре 2014 г. мы достигли портфеля кредитов в 48 млрд. леев. В то время как в феврале 2018 г. банковская система по данному показателю опустилась до минимума в 32 млрд. леев.

Другие эксперты говорят, что значение базовой ставки синхронизировано с показателем инфляции. Регулятора беспокоит то, что цена денег на рынке связана с инфляцией, из-за которой реальному сектору экономики не предлагается большой объем денег. К примеру, в 2014 г. дешевые деньги увеличили объем кредитования до 48 млрд. леев, но по причине этих самых дешевых денег резко снизилось качество кредитов. И поэтому уже в 2016 г. возникла ситуация, когда 40% от общего объема кредитов по банковской системе были «неработающими».

Поэтому своей политикой НБМ держит постоянно на контроле две цели. С одной стороны, слишком дешевые деньги на рынке могут спровоцировать инфляцию. Но если инфляция отсутствует, существует опасность, что банки рискнут предоставить гораздо больше кредитов, в результате чего может пострадать качество портфеля, значение которого в последнее время существенным образом улучшилось. Это подтверждается значениями передовых банков в этом плане - Moldova Agroindbank, Mobiasbnanca, FinComBank, у которых показатели «плохих кредитов» не превышают 6%, хотя среднее их значение по системе находится близко к 10%.

С 2001 г. базовая ставка достигла исторического максимума в 19,5% в 2015 г., что было вызвано кражей $1 млрд. из Banca de Economii, Banca Socială и Unibank в конце 2014 г. Тогда регулятор вынужден был срочными кредитами поддерживать ликвидность трех банков, параллельно тормозя рост инфляции жесткой денежно-кредитной политикой.

Эксперт Ионицэ считает, что пик кризиса удалось пройти, и впоследствии базовая ставка начала снижаться до 6,5%, оставаясь на этом уровне один год и семь месяцев, что является вторым историческим рекордом с 2013 г.
 
Но в 2019 г. НБМ увеличил ставку до 7,5%. Это произошло на фоне активизации потребительских кредитов. В то же время ослабление фискальной политики привело к увеличению потребления, что отразилось на росте импорта. Это, в свою очередь, вело к дефициту валюты, который сказался на обесценивании молдавского лея. И как следствие этого - произошел рост цен.

Базовая ставка в размере 6,5% продержалась к 2019 г. благодаря сравнительно низкой инфляции. А вот в 2019 г. значение инфляции росло. По итогам ноября ее значение составило 7,1%, хотя в целом по году выросло только до значения в 7,5%. Впервые пришлось наблюдать нетипичное поведение регулятора, который при растущем индексе потребительских цен смягчал монетарную политику.

Вячеслав ИОНИЦЭ: К 2014 г. объем кредитов, предоставленных экономике, был пропорционален объему привлеченных депозитов. Привлечено 40 млрд. леев, а 35 млрд. леев было предоставлено в виде кредитов. После 2014 г., когда с помощью базовой ставки НБМ ужесточал денежно-кредитную политику, с одной стороны, и банковский надзор - с другой стороны, банки кредитовали экономику с большой осторожностью. Это и привело к сокращению кредитного портфеля до 32 млрд. леев, показав минус в 6 млрд. леев. Снижение пришлось в основном на юридических лиц.

Осенью прошлого года в банковской системе создалась ситуация, когда объем депозитов составлял 67 млрд. леев, а остаток по кредитам едва дотягивал до 40 млрд. леев. Поэтому регулятору пришлось стерилизовать денежную массу, доведя обязательные резервы банков от привлеченных в национальной валюте ресурсов до 42,5%.

В 2020 г., за счет предложенного НБМ снижения норм обязательных резервов, банки за счет этого смогут высвободить почти 700 млн. леев, направив их на кредитование юридических и физических лиц. Это позволит зафиксировать рост кредитного портфеля, оттолкнувшись от отметки в 40 млрд. леев, достигнутой в 2019 г.

Результат кредитования в 2019 г. еще на 8 млрд. леев ниже исторического рекорда в 48 млрд. леев, который достигнут в 2014 году. С 2014 г. портфель сократился до 32 млрд. леев, и потом начался процесс его восстановления. Из восстановленных в 2019 г. 8 млрд. леев 6 млрд. леев - это кредиты, предоставленные физическим лицам, и только 2 млрд. леев получил реальный сектор экономики.

Регулятор за три последних года наблюдает определенный парадокс, который связан с преимущественным кредитованием банками физических лиц, а не юридических лиц, что в определенной мере эксперты связывают со стремлением банков улучшать качество кредитов с одной стороны, а с другой стороны – строить свою экономику бизнеса.

Похоже на то, что НБМ устраивает ситуация, наблюдавшаяся до сих пор, когда он предоставлял банкам больше денег с целью стимулирования кредитования, которое в основном шло на выдачу кредитов физическим лицам, стимулируя рост потребления населения, с одной стороны, и рост инфляции - с другой стороны. Регулятор посчитал, что в 2020 г. банки должны активнее кредитовать бизнес, для чего он будет проводить мягкую денежно-кредитную политику. Но если это не приведет к росту кредитования экономики, то НБМ вместо «пряника» вновь предложит «кнут», повысив с помощью своих индикаторов стоимость денег.■

 

Комментарии [5]

Прокомментировать
  • 20.02.2020 13:57:41
  • 20.02.2020 16:18:33 Рита
    Про яники НБМ забыл, а вот кнут он задействует часто и чрезмерно, чего стоят его решения по "Энергбанку" и "Финкомбанку"! Было два отечественных банка, у которых акционеры - молдаване, а теперь все идет к тому, что банковская система будет капитализирована на 95% иностранцами. А чем мы хуже, так и хочется спросить у руководства НБМ, которое все делает под дудку МВФ и Всемирного банка.
  • 22.02.2020 12:30:26 Яна
    Пряник у НБМ должен быть связан с резким уменьшением обязательных резервов для банков... И чем быстрее в НБМ это поймут, тем лучше будет для экономики, рынка и для банков, конечнео.
  • 27.02.2020 12:23:00 Ana
    BNM face tot posibil ca banii in Moldova nu au cost...
  • 18.03.2020 08:57:14 Лариса
    БНМ в ситуации, котррая складывается в связи с пандемией, придеттся пользоваться одними пряниками, подслащивая жизнь молдавским банкам.

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
7
Всего визитов на сайт:
2528641
Уникальных посетителей:
5373649
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro