Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Ценовый зондаж, или Кто гонит волну?

Александр ТАНАС | Игроки & Рынок

Поменять мертвый штиль на бушующие волны сделок пытаются продавцы и покупатели акций, которые в середине октября стала регистрировать Фондовая биржа. Сделки придают уверенности оптимистам, считающим, что Молдова начинает медленно выбираться из кризиса, а у специалистов они вызывают вопросы, касающиеся не только цен, но и того, например, что рынок кто-то просто зондирует, пытаясь гнать на нем ложную волну.

   

Александр ТАНАС

    Оживление рынка корпоративных ценных бумаг по любому следует приветствовать. Ну хотя бы потому, что это оправдывает существование целого ряда государственных и частных структур, созданных и функционирующих, несмотря на затишье, которое царит временами на рынке. Некоторым из служащих этих структур приходится повседневно объяснять акционерам, что, к примеру, они не могут продать свои акции вне биржи, поскольку не сформирована их рыночная цена.
     К сожалению, категории акционеров, которые приезжают из периферии в Кишинев, чтобы получить у Фондовой биржи рыночную цену их акций в крупных эмитентах, трудно понять, а еще больше поверить в то, что такой цены на самом деле нет. По их логике, цену как раз и определяют они сами на пару с покупателями, которые в это непростое время решаются на покупку акций в качестве долгосрочной инвестиции.
     Но руководители и чиновники структур, а некоторые из них учредило государство для регламентирования и контроля над рынком корпоративных ценных бумаг, так его администрируют, что порой сложно понять логику, казалось бы, совершенно простых вещей.
     По крупным эмитентам существует инструкция, согласно которой рыночная цена акций может быть определена при условии, если в течение последних шести месяцев на бирже прошли сделки купли-продажи в сумме не менее 0,001% от их эмиссии. Если же сумма сделок меньше, то биржа не выдает документ стоимостью 50 леев, который подтверждает рыночную цену акции. На практике это означает, что продавец и покупатель, которые в принципе уже определили ту самую рыночную цену, за которую один согласился расстаться с акциями, а другой – стать их собственником, не могут совершить сделку. Независимый регистратор без наличия документа биржи о рыночной цене ЦБ не регистрирует переход акций из одних рук в другие.
     У такой категории акционеров есть два выхода: выставить акции в листинг на продажу, дожидаясь покупателя  на них, что вполне логично, или заказать у лицензированной компании рыночную оценку акций эмитента.
     Очень похоже, что сделки на бирже стали появляться именно благодаря безысходности мелких акционеров, которые, желая продать акции, стали снижать их цены, несмотря на то обстоятельство, что еще год назад они стоили в два-три-четыре раза дороже.
     Оживление на бирже, пусть и с совершенно маленькими продажами пакетов, по-разному объясняется профессиональными участниками рынка и экспертами. В аргументах экспертов не исключается вероятность того, что рынок корпоративных бумаг кто-то зондирует, возможно, по заказу крупных инвесторов, которым в условиях кризиса важно опустить цену акций. Этим самым потенциальные инвесторы готовят почву для массированных скупок акций, для которых стратегически важно зафиксировать ценовый тренд акций как можно ниже.


     Сергей ЧЕБОТАРЬ, вице-президент BC Moldova-Agroindbank
                               
     Наличие свободных денег, с одной стороны, и надежных активов – с другой стороны позволяют игрокам на рынке делать долгосрочные инвестиции на пять и более лет. Совершенно очевидно, что в этот период на бирже  торгуются акции, которые в условиях роста экономики будут высокодоходными. Данный факт объясняет цель таких инвестиций, пусть даже и в небольших суммах.
     Ну а тот факт, что некоторые акционеры продают акции, казалось бы, в не самое лучшее для продажи время, зная о возможном росте цен в будущем, свидетельствует о том, что у людей есть свои потребности и проблемы, решение которых требует финансового обеспечения и поддержки. Думаю, что именно эта категория акционеров и продает сейчас акции, которые многим из них достались по низким ценам в 1990-е годы.
У Agroindbank-a из 3,25 тыс. акционеров подавляющее большинство - мелкие держатели акций. Для них вложение денег в акции MAIB было нормальной и эффективной инвестицией, невзирая на то, что они сейчас торгуются ниже их исторического максимума, достигшего в 2008 г. отметки в 2135 леев за штуку.
     Я уверен, что если определить продавцов акций в этот период, то большая часть тех, кто предлагает к продаже, – мелкие акционеры, которым нужны деньги на конкретные цели. По крайней мере, об этом свидетельствуют сделки, проходящие через брокеров Agroindbank-a. Мне представляется, что сейчас на фондовом рынке Молдовы нет крупных инвесторов. Полагаю, что они будут появляться после публикации финансовых результатов по итогам 2009 г. По крайней мере, стратегические инвесторы начнут уже определяться, проявляя интерес к бумагам, которые заслуживают их внимания. Хорошим сигналом в этом плане стало решение МВФ кредитовать Молдову в ближайшие три года в объеме $590 млн.

     Сержиу КИРКЭ, директор инвестиционного дома FribourgEastInvestments
     К большому сожалению, приходится констатировать, что в Молдове нет как такового фондового рынка, по ситуации на котором можно индикативно определять, скажем, что происходит с акциями тех или иных эмитентов. В молдавском варианте фондовый рынок представляет собой инструмент передачи собственности, переходящей из рук в руки. Поэтому профессионально судить о ценах и тенденциях, царящих на рынке корпоративных ценных бумаг, не приходится. Думаю, что появление после долгого перерыва продаж акций на бирже скорее всего говорит о двух моментах. Первый – это серьезные намерения Международного валютного фонда помочь Молдове установить финансовую устойчивость государства,  что придает уверенности покупателям хороших активов, кстати, не только иностранным, но и местным. Как следствие этого, некоторые из них снова появились на рынке. Второй – кто-то осуществляет давние стратегические планы, связанные с большим желанием положить в свои инвестиционные портфели пакеты акций эмитентов с привлекательными активами.
     Для данной категории покупателей такие покупки сейчас выгодны, учитывая, что, согласно некоторым прогнозам зарубежных экспертов, 2010 г. может стать положительным для экономики Молдовы с ростом ее ВВП на 2-2,5%. На фоне падения, размер которого в 2009 г. ожидается в пределах 9-10%, рост в 2% впечатляет. Подъему экономики может способствовать стабилизация мировых цен на сырье. Данный фактор считается существенным, поскольку
Молдова энергетически зависимая страна.
     Хорошо, что МВФ согласился предоставить деньги правительству для покрытия дефицита бюджета. Это поможет на определенном временном отрезке сохранить социальные расходы на прежнем уровне. Любые решения в этой сфере очень чувствительны и ранимы для людей, поэтому они,
с одной стороны, должны заранее просчитываться, а с другой – общество нужно готовить к таким мерам, чтобы оно их понимало, а главное, разделяло.

     Виссарион ЧЕШУЕВ, эксперт социально-экономической политики                             
     Акции банков в 2008 г. имели сумасшедшие цены, чего больше уже никогда не будет. И то, что теперь они продаются дешевле, означает, что в банках начали ощущать, а главное, понимать европейское мышление, которое не допускает сверхприбыли в то время, когда в остальных секторах экономики такая низкая рентабельность. Куда мы идем, если акционерный капитал в банковской сфере в 2008 г. превысил 24%? В сфере производства он почти в 10 раз ниже. Банки действуют, как пылесос, который высасывает прибыль со всех отраслей экономики. А ведь известно, что сверхприбыль в одной сфере снижает рентабельность других секторов.
     К сожалению, банки в Молдове позиционируют себя не как партнеры и помощники бизнеса, а как ростовщики. А все потому, что мы до сих пор не имеем законодательства, регламентирующего кредитную деятельность. С его помощью можно и нужно делать кредиты, доступные реальному сектору экономики, в том числе и за счет уменьшения аппетитов банкиров и акционеров банков. Считаю, что прежних цен на акции банков больше не будет, что, на мой взгляд, хорошо понимают те, кто их сегодня продает.

    Сергей РУССОВ, менеджер финансовой компании Credit-Profit

    Отчетность эмитентов за девять месяцев показала, что ситуация в банковском секторе выправляется. Это заметно по сделкам с акциями крупных банков. Все хорошо понимают, что настоящая цена акций Agroindbank-a, Victoriabank-a или Banca de Economii на порядок выше той, по которой сейчас регистрируются сделки на бирже. По крайней мере, активы банков на одну акцию в два раза выше этих цен. Сейчас банки направляют большие средства в фонд риска, которыми со временем, после погашения кредитов, можно будет воспользоваться.
     Можно однозначно утверждать, что те, кто сейчас покупает акции, рассчитывают на прибыль в будущем. Всегда ведь на кризисах кто-то теряет, а кто-то выигрывает. В то же время, видимо, нельзя исключать, что кто-то из брокеров в интересах крупных инвесторов пробует рынок, чтобы посмотреть, например, как себя будут вести в дальнейшем акционеры тех или иных эмитентов. Может быть, что им это нужно для того, чтобы определить некую ценовую точку на покупку. Что же до нынешних продавцов, то при сложном материальном положении или безвыходной ситуации акционеры всегда продают бумаги.

Комментарии [4]

Прокомментировать
  • 26.11.2009 18:38:06 Виктор
    Скорее всего, окажется так, что сегодняшние продавцы акций, если они сконвертируют вырученные от продажи леи в СКВ, будут в большом прикупе. Похоже, что нынешнее руководство Национального банка больше уже заботит дефляция, а не инфляция и курс молдавского лея. И если, на самом деле, перед центральным банком стоит задача, как сделать инфляцию, то лей скоро начнет сдавать свои позиции. .
  • 03.12.2009 19:11:57 Сеня
    Похоже, что кто-то в последнее время чуть "подогрел" рынок акций, правда, не всех эмитентов. Но, скажем, акции "Финкомбанка", "Агроиндбанка" пошли вгору. Если акции "Агробанка" упали до катастрофически низкой отметки в 700 леев, которой он в 2007 г. не хотел допустить, пытаясь вмешаться в ситуацию и купить их в казначейство, но тогда банку власти не позволили сделать этого, чтобы не ломать чужую игру, то теперь банк не вмешивается и не хочет влиять на рынок. Спрашивается, почему, когда ему это запрещали, он хотел, а теперь, когда никому нет дела до его акций, эмитент уже не хочет поддерживать их рыночную цену, чтобы они стоили на урвоне 2 тыс. леев?
  • 14.12.2009 18:59:46 Вика
    Пока серьезные инвесторы из-за бугра не решат своих домашних проблем, никто серьезно не будет интересоваться акциями молдавских компаний. Поэтому тем, кто вложил в них деньги, следует запастись терпением на 3-5 лет, надеясь, что инвестор придет и заплатит за акции нормальную цену. Нормальную, в том смысле, что молдавские компании недооценены в 5-8 раз.
  • 24.08.2017 13:45:58

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
13
Всего визитов на сайт:
2523128
Уникальных посетителей:
5359847
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro