Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Первые месяцы после налоговой амнистии

МАРИЯ ТРИФАН | Заплати налоги или…

Одна из трех реформ по либерализации экономики, инициированных президентом Молдовы Владимиром Ворониным, завершилась. 1 августа налоговая служба, в соответствии с утвержденными положениями, централизованно осуществила в своей системе учета необходимые записи, касающиеся аннулирования задолженностей, причитающиеся государственному бюджету и фондам обязательного медицинского страхования. Так, с 32065 экономических агентов были списаны долги государственному бюджету в общей сложности на 3 млрд. леев, из которых 1,2 млрд. приходилось на основные платежи. Также были списаны долги фондам обязательного медицинского страхования с 7029 налогоплательщиков на сумму в 8,3 млн. леев, в том числе 2,7 млн. леев основных платежей. И национальная касса социального страхования списала задолженности 267 655 налогоплательщикам по взносам социального страхования на сумму почти в 1 млрд. леев. Беседа МАРИИ ТРИФАН с начальником главной государственной налоговой инспекцией (ГГНИ) СЕРДЖИУ ПУШКУЦЭ – о задолженностях, списанных ГГНИ, и о том, как отразилась эта «чистка корпоративных балансов» на деловой среде, бюджете и национальной экономике в целом.

 

 «Б&Ф»-Profit: Утверждалось, что цель налоговой амнистии состояла в том, чтобы предоставить всем экономическим агентам возможность возобновить свою деятельность без ноши старых долгов, накопленных предприятиями. То есть – чтобы всем были предоставлены равные шансы. В какой меребыла решена эта задача?
 

С. П.: В самой большой мере. Закон предусмотрел равные условия амнистирования для всех экономических агентов, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы, видов осуществляемой деятельности и др.
 

«Б&Ф»-Profit: Говорилось раньше, говорят и сейчас, после завершения налоговой амнистии, что на самом деле она проводилась для некоторых частных предприятий, которые имеют доступ к президенту или к правительству…
С. П.: Это неверно. Конечно, есть и государственные предприятия, которые воспользовались амнистией. Но они, как и другие предприятия, накопили эти долги вследствие объективных условий – финансового кризиса, энергетического кризиса (несколько кризисов подряд), неполных реформ в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике. Мы провели анализ, согласно которому сумма задолженностей, подпавших под налоговую амнистию, для государственных, муниципальных предприятий и акционерных обществ, в которых мажоритарный пакет акций принадлежит государству, составила 258 млн. леев, что меньше 10% от общей суммы амнистированных задолженностей.
 

 «Б&Ф»-Profit: А крупные компании, которые оказывают спонсорскую помощь некоторым чиновникам-поборникам и которые занимаются благотворительностью, скажем, с подачи этих сановников?

 
С. П.:
Большинство компаний, занимающихся благотворительностью, работают прибыльно и не имеют долгов в бюджет, поэтому и не воспользовались напрямую налоговой амнистией. Опосредованно, думается, они все же извлекли из этого выгоду, благодаря положительному фону, свежему дуновению, привнесенному в деловуюсреду амнистией.

 

«Б&Ф»-Profit: Независимые эксперты утверждают, будто амнистия была осуществлена еще и потому, что государство неспособно собирать налоги и что вместо амнистии следовало применить закон о несостоятельности и решить проблему зарегистрированных экономических агентов, имеющих долги и не осуществляющих никакого вида деятельности.

 

С. П.: Эффективность измеряется полученными результатами. Процедура несостоятельности длится от полутора до трех лет. Если бы мы применили процедуру несостоятельности, то следовало перенаправить усилия судебных инстанций на администрирование некоторых предприятий, которые не располагают активами, не ведут никакой деятельности, что могло бы породить прибавочную стоимость для них и для государства. Кроме того, процедура несостоятельности – дорогостоящее мероприятие. Самый простой вариант обходится в 6 тыс. леев. Эти расходы связаны с публикацией извещения, оплатой труда администратора процедуры несостоятельности, другими платежами. Зачем было расточать эти денежные и людские ресурсы, чтобы применять процедуру несостоятельности, которая не обернется финансовой эффективностью для бюджета? Наши расчеты показывают, что из 2 млрд. леев основных платежей, которые были аннулированы, сумма возмещенных задолженностей не может превысить 15%. Эти 15% в денежном выражении составили бы 300 млн. леев. Это незначительная для бюджета сумма в случае, если бы она была собрана в течение одного года, двух, а то и трех лет. Полагаю, все знают, что при применении процедуры несостоятельности пеня и штрафы не взимаются – эти долги попросту прощают.

 

«Б&Ф»-Profit: Ряд предприятий, которые заключили соглашения с бывшим Советом кредиторов, вдруг обнаружили, что они все-таки ходят в должникахи после амнистии…


С. П.: Я уже говорил, что закон предусматривает равные условия амнистирования для всех экономических агентов, в том числе и для тех, которые заключили соглашения с Советом кредиторов или находились в процедуре несостоятельности. Государство в качестве кредитора отозвало свои долговые обязательства в размере сумм, подпавших под налоговую амнистию, и соответственно снизило свою роль кредитора этих предприятий, либо потеряло их в зависимости от величины долга предприятия.


Почему я подчеркиваю это? А потому, что под налоговую амнистию подпали только долги, причитающиеся государственному бюджету, бюджету государственного социального страхования и фондам обязательного медицинского страхования, но не местным бюджетам. Правительство рекомендовало органам местной публичной власти принять аналогичные решения. И из 845 органов местной публичной власти (районные советы, примэрии городов и сел) почти половина приняла такие решения. Сумма амнистированных долгов вследствие принятых решений составила 170 млн. леев из 360 млн. долгов экономических агентов местным бюджетам разного уровня по состоянию на 1 января 2007 г. Процесс продолжается, но мы не можем надеяться, что все местные органы власти примут такие решения. Местная власть самостоятельна, и решает так, как считает лучше для данной территории. Главная государственная налоговая инспекция готова лишь предложить консультации, в которых нуждаются местные советы.


И еще один момент. Были аннулированы задолженности по налогам и платежам в государственный бюджет, накопленные до 1 января 2007 г., а также штрафы и пеня за несвоевременные выплаты. Речь идет о списке из 50 наименований. Разговор идет не о задолженностях по кредитам, предоставленным экономическим агентам, например, министерством финансов. Это разные вещи. Кроме того, у предприятий имеются и другие кредиторы, а не только бюджет.

 

 

 

«Б&Ф»-Profit: Независимые эксперты, да и экономические агенты выражали озабоченность тем, что налоговая амнистия негативно скажется на финансовой дисциплине экономических агентов. Особенно на этом настаивали руководители предприятий, которые работали честно и выполнили все свои налоговые обязательства.


С. П.: Я бы не стал говорить о массивной дестабилизации финансовой дисциплины. В мае, когда была объявлена финансовая амнистия, ощущалось напряжение в процессе сбора доходов в бюджет, но в июне-июле ситуация нормализовалась, в августе-сентябре поступления были выше ожидавшихся результатов. В августе намеченные рубежи были превышены на 27 млн. леев (я ссылаюсь на платежи, управляемые налоговой службой) в сентябре – на 88 млн. леев. По состоянию на 1 октября поступления доходов превысили намеченные показатели на 254 млн. леев. Здесь я ссылаюсь на намеченные показатели после поправок, внесенных в бюджет, следовательно, на более высокие цифры, чем первоначально устанавливались в Законе о государственном бюджете на 2007 г.


«Б&Ф»-Profit: И сакраментальный вопрос. Говорят, что санкции, применяемые налоговыми и другими органами за несвоевременную уплату налогов, равно как и за другие нарушения налоговой дисциплины, после амнистии станут суровее.


С. П.: Это хорошо проверенная практика и в других странах. После амнистии необходимо повысить эффективность налогового администрирования по отношению к задолженностям, допущенным экономическими агентами. Даже партнеры из МВФ обратили наше внимание на тот факт, что в отношении текущих задолженностей следует использовать все рычаги принудительного сбора, что позиция государства должна быть очень принципиальной и корректной. Сейчас внутри Налоговой службы проводятся реформы по оценке рисков и задолженностей, разделению задолженностей по видам рисков и информатизации всех процедур принудительного сбора налогов, чтобы исключить человеческий фактор при их сборе. Все произойдет автоматически.


Кроме того, до амнистии против уклонения от уплаты налогов применялись 34 типа штрафов. Налоговый кодекс был изменен, штрафы слились, укрупнились, став яснее как для налогоплательщика, так и для налоговых инспекторов. Но тут следует напомнить, что и масса их удвоилась и даже утроилась.


«Б&Ф»-Profit: Говорят, что некоторые ваши сотрудники проявляют излишнее усердие –стоят над экономическими агентами и не разрешают им даже дышать, не то что допускать уклонение от уплаты налога. В ГГНИ не поступают такие сигналы?


С. П.: Есть у нас такие сигналы, но не думаю, что между налоговой службой и экономическими агентами должны быть любовные отношения. Существует конфликт интересов. Наша позиция состоит в корректном и равном отношении ко всем экономическим агентам.


«Б&Ф»-Profit: С 1 января будет введена нулевая квота в налог на прибыль компаний. Какая подготовительная работа ведется в этом отношении?



С. П.: Если вы имеете в виду, что разрабатываются положения, согласно которым компании будут проверяться на предмет, где и как они используют прибыль, то в этом нет надобности. Ведь эта нулевая квота, согласно закону, будет применена к нераспределенной прибыли компаний (не реинвестированной), которая остается в компаниях, в том числе для пополнения оборотных средств, для других целей и не направлена на выплату дивидендов.

«Б&Ф»-Profit: Что слышно о легализации капитала? В недавно представленном исследовании утверждается, что Молдова могла бы рассчитывать, вследствие легализации, на увеличение доходов бюджета лишь на 100 млн. леев в течение двух лет.

С. П.: Полагаю, сумма будет значительно больше. У нас есть немало случаев легализации и денежных средств в больших суммах и активах.

Комментарии [7]

Прокомментировать
  • 27.04.2013 01:17:29
  • 23.11.2013 06:51:52
  • 22.04.2015 13:09:02
  • 27.07.2015 14:58:15
  • 17.09.2016 06:17:03
  • 21.05.2017 09:39:23
  • 23.05.2019 07:46:01

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
8
Всего визитов на сайт:
2507752
Уникальных посетителей:
5318065
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro