Банки и финансыразделитель ссылочного текста №_9_2023, сентябрь 2023

Реформа налоговой системы

Александр ТАНАС | Бюджет & Политика

Что должна содержать в себе налогово-бюджетная политика Молдовы, чтобы граждане и бизнес считали ее простой и удобной при выплате всех положенных налогов и не прибегали к сокрытию доходов и уклонению от налогообложения?

Как неумолимо бежит время: на дворе уже ноябрь подходит к завершению, а парламент еще не получил от правительства для обсуждения и утверждения двух самых важных финансовых документов предстоящего года - бюджет и налогово-бюджетную политику на 2022 г.

И население, и хозяйствующие субъекты одинаково заинтересованы в том, чтобы как можно раньше знать о содержании этих документов для планирования своих собственных бюджетов, связанных с развитием бизнеса, а стало быть, и роста экономики в целом. Не зря же закон предусматривает, что проекты этих документов правительство представляет парламенту не позднее 16 октября.

О том, что актуально для налоговой политики Молдовы в краткосрочном и среднесрочном периодах, в каком направлении реформировать налоговую систему, освободив ее от администрирования многих налогов и сборов, затраты на которые превышают суммы сборов и штрафов, беседа главного редактора журнала Б&Ф Александра ТАНАСА с бывшим руководителем Государственной налоговой службы, директором группы компаний EcoFin Ионом ПРИСЭКАРУ.

Б&Ф: Господин Присэкару, действующую систему налогов многие называют «громоздкой и неудобной», как для граждан и экономических агентов, так и для налоговиков. Что, на ваш взгляд, следует предпринять для ее реформирования, которое способно придать системе больше простоты, эффективности, практичности и, конечно же, удобства для налогоплательщиков?

Ион ПРИСЭКАРУ:
Прежде чем говорить о конкретных мерах и действиях, которые целесообразно предпринять для реформирования налоговой системы, я хотел бы несколько слов сказать о том, насколько она сложна и громоздка сейчас. Разработанная и утвержденная в 90-ых годах ХХ века, она содержит огромное количество различных видов доходов бюджета – налогов, отчислений и сборов, требующих чрезмерных расходов, которые на протяжении всех этих лет несут экономические агенты и государственные учреждения. Расходы эти связаны с бухгалтерским учетом, расчетами, отчетностью, оплатой и администрированием.

Б&Ф: Для большего понимания сути этой проблемы вы могли бы продемонстрировать это на конкретных примерах?

Ион ПРИСЭКАРУ:
Да, безусловно! В качестве подтверждения сложности фискальной системы я напомню, что только доходы национального публичного бюджета (BPN), находящиеся в ведении Главной государственной налоговой службы (SFS), формируются примерно из 150 видов налогов, сборов, пени и штрафов.

К примеру, в 2019 г. (этот год был у меня под рукой, но ситуация аналогичная и в 2020 г.) все эти виды налогов сформировали общую сумму в 39,1 млрд. леев. Но если мы проанализируем источники этих доходов, то обнаружим, что существуют налоги и сборы, которые, согласно отчету Государственной налоговой службы, в 2019 г. на уровне страны составляли  мизерные суммы, начиная от 1 лея, 7, 11, 49, 65, 178, 217, 244 и до 1 тыс. леев.

Б&Ф: Такая сумма налогов, видимо, даже не оправдывает затрат на их администрирование?  

Ион ПРИСЭКАРУ:
Совершенно верно. Если сопоставить эти доходы с понесенными на их администрирование расходами, связанными с их учетом (экономическими и фискальными агентами), формами необходимой отчетности, администрированием налоговой службой, то выяснится, что государство тратит больше на администрирование и сбор этих налогов, чем накапливает от них доходов в бюджете страны.

Я даже больше скажу. Есть немало таких курьезных ситуаций, когда сумма уплачиваемого экономическим агентом налога (на землю, недвижимости) в некоторых случаях меньше стоимости услуг, взимаемых коммерческим банком за проводку налогового платежа.

Б&Ф: Как это выглядит на примере конкретных сумм в бюджете?

Ион ПРИСЭКАРУ:
Проиллюстрировать выше сказанное можно тем, что из 39,1 млрд. леев, администрированных налоговой службой в 2019 г., 37,1 млрд. леев, или 95% от всех доходов, получены в результате применения только девяти налогов - подоходного налога с населения, налога на предпринимательскую деятельность, а также налога на имущество, НДС, акцизных сборов, дорожных сборов, местных налогов и сборов, отчислений в систему государственного социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.

Б&Ф: А с местными налогами такая же примерно ситуация?

Ион ПРИСЭКАРУ:
В настоящее время насчитывается 14 местных налогов и сборов, но только шесть из них обеспечивают 97% поступлений, или 443 млн. леев из 457 млн. леев.  

Б&Ф: В сегменте штрафов и пени тоже имеется такой перекос?

Ион ПРИСЭКАРУ:
Сейчас различные государственные органы применяют 27 видов штрафов. Согласно данным за 2019 г., за счет штрафов собрана сумма в 348 млн. леев. Но из этой суммы 326 млн. леев, или 94%, собраны благодаря применению лишь девяти видов штрафов.

Некоторые штрафы приносят в государственную казну 1, 2, 3, 4, 6 тыс. леев в год. Если называть вещи своими именами, то такие штрафы служат инструментом в руках нечистоплотных на руку чиновников, прибегающих с их помощью к различным злоупотреблениям.

Б&Ф: Такие примеры показывают, а если хотите, то и доказывают, насколько абсурдна на самом деле ситуация, и как важно реформировать систему налогообложения сейчас, когда к управлению Молдовой пришла власть, получившая мандат доверия граждан на четыре года?

Ион ПРИСЭКАРУ:
Я более чем уверен в том, что с необходимостью реформ и упрощения налоговой системы согласятся многие в стране. Именно поэтому я считаю, что одним из приоритетов деятельности правительства должна стать реформа налоговой системы. И проводить ее следует, утвердив новую Концепцию налоговой реформы и новую налоговую систему, приступив потом к разработке нового Налогового кодекса (который должен включать и социальные сборы, предусматривая при этом снижение фискального давления на заработную плату), разрабатывая и внедряя при этом новую Интегрированную информационную систему налоговой службы.

В этих целях целесообразно было бы возродить проект модернизации налоговой администрации (TAMP), который осуществлялся в Молдове при поддержке Всемирного банка. К сожалению, он в настоящее время отложен налоговой службой в долгий ящик несмотря на то, что проект следовало завершить еще в 2018 г.

Б&Ф: Насколько реально сделать так, чтобы с помощью реформы уменьшилось количество налогов и сборов, а те, которые сохранятся, будут понятны и удобны для бизнеса и населения?

Ион ПРИСЭКАРУ:
Мне представляется вполне реальным, чтобы в результате преобразований новая налоговая система содержала не более нескольких десятков налогов и сборов. Я повторюсь: сейчас их у нас насчитывается около 150.

Что касается количества местных налогов и сборов, то оно не должно превышать восьми видов. Я считаю, что столь же радикально необходимо пересмотреть и действующую систему штрафов, сократив их число с нынешних 27 видов до максимум 12.

Б&Ф: Как их сокращение повлияет на работу налоговой службы? В результате этого повысится ее эффективность, уменьшатся случаи уклонения от налого-обложения, увеличатся поступления от налогов, которые администрирует служба?

Ион ПРИСЭКАРУ:
Я считаю, что в результате реформ институт налогового администрирования перестанет так нерационально тратить интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы на администрирование столь гигантской налоговой системы. Вместо этого персонал сможет больше сосредоточиться на качественном и эффективном администрировании гораздо меньшего числа налогов и сборов.

Я больше чем уверен в том, что, улучшая (оптимизируя) администрирование налогов, ГНС будет собирать гораздо больше доходов в государственную казну. Параллельно реформа существенным образом сократит расходы экономических агентов для уплаты всех видов налогов.

А реализуя идею совершенно новой концепции – Национальной информационной системы бухгалтерского учета (НИСБУ) на платформе Интегрированной информационной системы Государственной налоговой службы, хозяйствующие субъекты смогут совершенно бесплатно вести бухгалтерский учет, а также декларировать свои налоговые обязательства.

Б&Ф: Что вы имеете в виду?

Ион ПРИСЭКАРУ:
Платформа позволит предприятиям малого и среднего бизнеса не нести больше громадных расходов на покупку, адаптацию и поддержание собственных софтов бухгалтерского учета, потому как это можно будет делать совершенно бесплатно, подключаясь к представляемой государством НИСБУ. Речь идет о введении в единую систему определенных данных деятельности предприятия - например, о закупках, продажах, зарплате, персонале, чтобы в автоматизированном режиме получать бухгалтерский или налоговый отчет, отказавшись от прежних затрат на бухгалтерию.

Наряду с ведением бухгалтерского учета с помощью такой информационной платформы, благодаря поддержке государства, сократятся расходы налогоплательщиков, связанные с расчетом, отчетностью и уплатой налогов. С помощью единой платформы они будут автоматически рассчитываться/генерироваться самой системой.

Б&Ф: Наверняка малый и средний бизнес положительно воспримет такую возможность, поскольку она прежде всего  ведет к сокращению затрат, не говоря уже про ее удобства и практичность. А насколько применение системы выгодно будет государству - скажем, Государственной налоговой службе?

Ион ПРИСЭКАРУ:
Бесспорно, что, кроме конкретной и ощутимой поддержки малого и среднего бизнеса, такая система сулит выгоды и государству, поскольку оно существенным образом сокращает расходы на налоговое администрирование. У налоговиков появится дополнительная возможность для более эффективной борьбы с таким явлением, как уклонение от уплаты налогов. Ведь online-налоговая служба сможет отслеживать любую транзакцию экономического агента.

Б&Ф: Что, на ваш взгляд, важно учесть министерству финансов, работающему над проектами бюджета и налогово-бюджетной политики на 2022 г.?

Ион ПРИСЭКАРУ:
К большому сожалению, но мне кажется, что министерство финансов идет по тому пути, по которому шли все предыдущие правительства при подготовке этих важных для страны и граждан финансовых документов. Но, как известно, нынешняя власть получила массовую поддержку граждан, которую по праву можно считать солидным гарантированным мандатом на управление государством в течение четырех лет.

Понятно, что ожидания граждан очень и очень велики. Поэтому правительству следовало бы предложить несколько новых идей и подходов к налоговой и бюджетной политике с учетом фактора долгосрочности мандата. Вполне нормально, если бы правительство предложило свою налогово-бюджетную политику до конца 2025 г., подробно описав в ней краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные действия.

В моем понимании такая политика дала бы позитивный сигнал налогоплательщикам, которые ждут от государства открытых намерений в плане налогообложения, налогового администрирования и управления государственными финансами.

Б&Ф: Должна ли столь открытая позиция затрагивать и позицию государства в плане финансовой поддержки населения, бизнеса, политики субсидий и налоговых льгот для экономических агентов?

Ион ПРИСЭКАРУ:
Фискальная и бюджетная политика обязательно должны содержать незамедлительные меры правительства в том, что касается поддержки тех, кто больше других пострадал от пандемии. Причем ассигнования государства в этом плане должны быть не декларативными и популистскими, а конкретными - скажем, полное освобождение от уплаты НДС и подоходного налога, но при установлении конкретных обязательных условий. То же самое относится к субсидиям государства в сельское хозяйство. Ведь на протяжении многих лет государство предоставляет аграриям миллиарды и миллиарды леев, но они не приносили планируемой отдачи, потому как большая часть этих ассигнований из года в год уходила, как вода в песок!

Граждане ждут от государства и конкретных мер по совершенствованию налогового администрирования, призванного поставить заслон уклонению от уплаты налогов - явлению, которое в нашей стране имеет астрономические масштабы! Для этого необходимы незамедлительные и эффективные меры. Параллельно с ними важно, чтобы налоговый контроль осуществлялся только на основе критериев риска уклонения от уплаты налогов, что также сулит большие дополнительные доходы бюджету.

Б&Ф: На что должна быть нацелена налогово-бюджетная политика в среднесрочном плане?

Ион ПРИСЭКАРУ:
В плане системных действий необходимо утвердить новую концепцию налоговой реформы, новую налоговую систему и Налоговый кодекс, а также новый подход к уклонению от уплаты налогов, что, с одной стороны, обеспечит более эффективную борьбу с уклонением от уплаты налогов в крупных размерах, а с другой - устранит недобросовестную конкуренцию. Я считаю очень важным, чтобы все эти вещи нашли свое отражение в проекте налогово-бюджетной политики государства на предстоящие годы.
 
Такая политика, одобренная парламентом, способна внести ясность в процесс долгосрочного планирования и прогнозирования развития бизнеса налогоплательщиков, независимо от его величины и рода деятельности. Экономические агенты получат возможность планировать деятельность, привлекать инвесторов, обладая полными знаниями того, какие задачи ставит перед собой правительство и чего оно хочет добиться к окончанию своего мандата на управление государством.

Также, наряду с вышесказанным, весьма актуально обеспечить качество методических нормативов и стандартов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. С их помощью можно будет гарантировать лучшую сохранность государственных активов и публичных финансов, чтобы эффективнее ими управлять.

Б&Ф: Спасибо вам за интервью!


Мнение по теме


Как определять эффективность управления активами государства, если об их стоимости никому ничего не известно? И что здесь самое парадоксальное, что этой информацией на уровне государства за все 30 лет существования современной Молдовы никто не располагал, потому как было много заинтересованных людей, которые сумели убеждать власти в том, что инвентаризация и оценка активов государства – дело дорогостоящее. По этой причине публичных денег не тратили, но и не знали, какими активами обладает молдавское государство, каковы их состояние и рыночная стоимость. Но при этом активно расхищали государственное имущество.


Обращение к правительству и не только к нему

Ион ПРИСЭКАРУ,
бывший руководитель Государственной налоговой службы


Я хотел бы задать вопрос правительству в лице министерств экономики и финансов, агентства публичной собственности, экспертам различных NGO, финансируемых на европейские деньги и не только, представителям международных финансовых институтов, аккредитованных в Молдове. Мой вопрос – о стоимости активов/имущества, принадлежащего республике в государственных учреждениях, государственных и муниципальных предприятиях, учреждениях сферы культуры, образования, здравоохранения, посольств (в стране и за рубежом).

Не буду ждать ответа, потому что стоимость эта никому не известна! В целом в Республике Молдова не существует единого реестра недвижимости/активов, принадлежащих государству, поэтому нет и их рыночной стоимости!

Отмечу, что только в 90-ых годах ХХ века премьер-министр Ион Чубук (да простит его Бог и упокоит его душу), по инициативе министра финансов Валериу Кицана, предпринял попытку, которая, к сожалению, провалилась (была заблокирована лицами, не заинтересованными в инвентаризации и оценке) и не была проведена.

С тех пор ни у кого из министерств экономики и финансов или агентства публичной собственности не было даже малейшего намерения узнать, что еще принадлежит государству, интересы которого они представляют? Такая ситуация полного неведения позволяла на протяжении многих лет легко воровать государственную собственность у предприятий, которые ею владеют, а также у других разных субъектов в стране и за рубежом, включая посольства.

К сожалению, эта ситуация сохраняется и по настоящее время. Призываю соответствующие министерства/ведомства, управляющие активами государства, принять решение парламента или правительства, чтобы можно было приступить к инвентаризации и оценке имущества государства – принципиально нужной процедуры для страны и ее граждан.

Аргументы, которые, как я предполагаю, будут озвучены, чтобы не проводить инвентаризацию, со стороны, опять же таки, заинтересованных лиц, под предлогом отсутствия денег, не могут быть оправданы. Реальная стоимость имущества и злоупотреблений, которые будут вскрыты, целиком и полностью оправдают потраченные средства на проведение этих процедур.

В качестве примера приведу компанию Moldovagaz, которая сделала это много лет назад по запросу «Газпрома». В результате инвентаризации установлено, что реальная стоимость ее активов увеличилась на десятки миллионов леев благодаря определению их рыночной стоимости. Также были обнаружены сотни зданий и газовых сетей, которых не было в бухгалтерском учете! (Инвентаризация и оценка активов проводились компанией EcoFin).

Аналогичную ситуацию я обнаружил и в Государственной налоговой службе, когда пришёл на должность руководителя. Когда провели инвентаризацию имущества, принадлежащего ГНС, обнаружилось, что многое недвижимое имущество не зарегистрировано в бухгалтерском учете или не зарегистрировано в кадастровом органе. Все имеющиеся информационные системы стоимостью в десятки миллионов леев не были зарегистрированы в бухгалтерском учете, который по вине министерства финансов вёлся с нарушением методических норм.

И такая ситуация, уверяю вас, везде в государственных учреждениях и на государственных предприятиях. Известно ведь, что в мутной воде лучше ловить крупную рыбу.


Уважаемые налогоплательщики!

Подождем реакции руководства страны.■

 

Комментарии [2]

Прокомментировать
  • 27.11.2021 14:42:07 Анна
    Реформа на само деле нужна, но кто ее в состоянии провексти как следует? я НЕ ВИЖУ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА.
  • 29.11.2021 14:34:33 Паулина
    Ион Присэкару - госудасртвенный служащий, которого знает есля не вся Молдова, то половина, точно зна ет, уважаем и ценито. Он сделал много чего полезного для молдавского государства. Реформа налоговой системы, действительно, назрела, и ее надо проводить, причем как можно быстрее.

Добавление комментария

© 2008 "БиФ"

 


Error: page 369 not found
При использовании материалов гиперссылка на Profit.md обязательна.
Сейчас на сайте:
7
Всего визитов на сайт:
2516541
Уникальных посетителей:
5339155
логотип студии WebArt Pro
WebArt Pro